Содержание
гидромуфта камаз 740 привода вентилятора, принцип работы гидромуфты
Каждый водитель знает, насколько важно своевременно охлаждать двигатель на автомобиле. Обеспечение стабильной работы системы охлаждения грузовика невозможно без гидромуфты КАМАЗ. Об устройстве гидромуфты, ее назначении и правильной эксплуатации читайте в нашем материале.
Как работает система охлаждения на КАМАЗе?
Мощность двигателя напрямую зависит от функционирования системы охлаждения. Двигатель на КАМАЗе может нагреваться до 220°С, поэтому своевременное снижение температуры чрезвычайно важно. Этот процесс представляет собой замкнутую систему с принудительной циркуляцией специального антифриза. Циркуляцию обеспечивает центробежный насос. Для постоянного поддержания температуры антифриза служит термостат. Отличительная черта грузовых автомобилей – это наличие параллельно двух термостатов. При перегреве термостат направляет антифриз в радиатор. Здесь происходит завершение циркулирующего круга, и жидкость охлаждается до оптимальной нормы. Особенность радиатора на КАМАЗе – наличие жалюзи. Жалюзи контролируют потоки воздушных масс, проходящие через решетку. Полная емкость системы охлаждения составляет 25 литров.
В жаркую погоду или на максимальных оборотах радиатор может не справиться со своей задачей. Тогда на помощь приходит еще одна важная часть – вентилятор. Он регулирует скорость движения антифриза и обдувает радиатор, обеспечивая отток избыточного тепла. Вентилятор делает возможным безотказное функционирование системы в любое время года и при максимальной нагрузке. «Сердце» вентилятора – гидромуфта, которая обеспечивает работу вентилятора на «отлично».
Назначение гидромуфты
Гидравлическая муфта – это центральный элемент механизма привода вентилятора. Долгое время гидромуфта была единственным типом муфт используемых на КАМАЗах, сейчас на некоторые модели устанавливают вязкостный тип или по-другому вискомуфты. Однако, гидромуфта ряд преимуществ и наиболее широко распространена на камских авто, она важна для контроля работы вентилятора и всего охлаждения в целом. Включение и выключение гидравлической модели быстрее по сравнению с другими типами. Деталь передает кручения от колечатого вала к вентилятору и гасит колебания нагрузок. Наличие такого агрегата снижает нагрузку на привод при резкой смене режима. Надежная конструкция муфты привода вентилятора служит гарантией его бесперебойного функционирования и включения в нужный момент.
Изучаем устройство и принцип работы гидромуфты
Для понимания принципа, по которому работает гидромуфта, нужно изучить ее составляющие. Основа представляет собой два колеса: ведущее и ведомое. Они крутятся на валу с помощью подшипников. Ведущее колесо неразрывно связано с коленчатым валом, а ведомое соединено с ведомым валом. Принцип действия достаточно простой. Ведомый вал приводит в действие вентилятор, что и является основной функцией устройства. Внутри колес находятся радиальные лопатки. Структура колес цельнолитая, это обеспечивает их надежность и прочность. Пространство между лопаток является рабочей полостью детали, куда подается масло. От количества масла зависят обороты вентилятора. Уплотняют конструкцию две резиновые манжеты.
Для регулировки подачи масла служит выключатель. Он является основной частью конструкции, без него невозможно осуществление всех положенных задач. В несложном механизме выключателя разберется каждый автолюбитель. Внутри находится термосиловой датчик, он взаимодействует с антифризом и срабатывает в зависимости от внутренней температуры. Пороговую температуру включения элемента можно контролировать с помощью изменения количества колец между регулятором и термосиловым датчиком. Выключатель можно установить в различные положения: автоматический, открытый и закрытый варианты. Муфта вентилятора обычно работает на автоматическом включении, остальные режимы считаются аварийными. Не используйте их без необходимости. Они активируются при падении или росте температуры сверх нормы. В таком случае рекомендуется как можно быстрее устранить текущие проблемы и вернуться в прежний порядок. Чтобы включить или отключить устройство необходимо повернуть пробку с отверстиями, расположенную в верхней части регулятора. Автоматический режим поддерживает оптимальный тепловой режим и повышает экономичность использования двигателя. Прочный механизм гидравлической муфты обеспечивает долгий срок ее службы.
Диагностика и ремонт гидромуфты
Слаженная работа вентилятора и гидромуфты практически не требует вмешательства. Надежная конструкция агрегата редко выходит из строя, но иногда это все же случается. Неисправности легко обнаружить и устранить самостоятельно. Даже если вы никогда не занимались ремонтом ранее, вы сможете провести диагностику и выявить поломку. Первый признак поломки – снижения оборотов вентилятора. Самой простой причиной может стать недостаток рабочей жидкости или загрязнение поверхности радиатора. Поэтому проверяем уровень жидкости в первую очередь. Необходимо сделать промывку узла чистой водой и зафиксировать жалюзи. Поломку может повлечь и утечка жидкости. Для предотвращения утечки замените поврежденные части трубопроводов, радиатора и привода гидромуфты. Следующий шаг – проверьте натяжение ремней привода насоса. Обследуйте на предмет износа сальники подшипники и замените пришедшие в негодность элементы.
Самым слабым звеном в устройстве является выключатель. Чаще всего именно эта составляющая выходит из строя и влечет за собой отказ в работе муфты в целом. Нюансы ремонта детали показаны на видео:
Если срок службы агрегата подошел к концу – замените муфту на новую. Но помните, что замена муфты отдельно – сложная и трудоемкая операция. Гораздо проще поменять узел целиком в сборе с передней крышкой блока.
Не можете найти причину поломки? Тогда агрегат нужно демонтировать и разобрать. Подробнее расскажем далее.
Самостоятельный демонтаж гидромуфты
Снятие гидромуфты осуществляется путем подъема кабины. Затем слейте масло из двигателя. Дальше выполните следующую последовательность действий:
— отсоедините навесной ремень и привод вентилятора 238 1308011 в2;
— снимите масляный поддон и радиаторы;
— демонтируйте масляный фильтр;
— приподнимете двигатель и снимите переднюю крышку вместе с гидромуфтой.
После демонтажа продуйте все каналы поступления рабочей жидкости и осуществите проверку кручения колес. Ремонт осуществляйте на специально предназначенном приспособлении. Подойдет кран-балка или подвеска. Загрязненные детали промойте бензином. Далее процедура установки проводится в обратном порядке. После установки элемента на прежнее место проведите диагностику всех соединений, а затем только запускайте гидромуфту.
Правила эксплуатации и профилактика неисправностей
Гидромуфта не требует специального технического обслуживания, но контроль и проверка состояния продлит срок ее службы. Предотвратить неисправности поможет плановый осмотр и правильная замена масла. Проводить проверку следует, даже если нет текущих проблем. Следите за качеством моторного масла, оно напрямую влияет на состояние всех составляющих муфты. Обратите внимание, что в системе не должно быть протечек. Даже самая небольшая течь, способна привезти к выходу двигателя из строя. В качестве охладителя летом может выступать обычная вода, но для зимнего периода нужен правильно подобранный тосол или антифриз.
Частая причина поломок – неисправность выключателя гидромуфты, этой части при осмотре стоит уделить особое внимание. Своевременная замена или ремонт неисправной детали обеспечит эффективную работу узла в целом. При подборе комплектующих, не ищите дешевые аналоги, выбирайте качественные оригинальные запчасти. При замене гидромуфты полностью рекомендуем заменить весь комплект с передней крышкой блока цилиндров. При правильном наблюдении и уходе конструкция прослужит эффективно весь срок эксплуатации.
Связанные материалы: КАМАЗ гидромуфта муфта привод привод вентилятора ЯМЗ 236 238 муфта вентилятора
Гидромуфта, устройство и характеристики
Гидромуфта представляет собой специальный механизм, который передает крутящий момент от вала силовой установки на коробку передач. Он является важнейшей частью гидромеханической трансмиссии, но в последнее время все чаще в качестве альтернативы используются гидротрансформаторы, хотя еще сравнительно недавно эта деталь устанавливалась на все авто с автоматической и полуавтоматической КПП.
Оглавление
- Назначение
- Как работает гидромуфта
- Устройство
- Признаки неисправности гидромуфты
- Достоинства и недостатки
- Заключение
Назначение
Читайте также: АКПП — устройство и принцип работы, как пользоваться коробкой-автомат
Сфера применения гидромуфт не ограничивается одними только автомобилями и другими транспортными средствами. Эти механизмы незаменимы в устройстве всевозможных конвейеров, они входят в конструкцию элеваторов, дымососов, различного рода насосов и газовых турбин, а также мельниц, дробилок и тому подобных сельскохозяйственных и промышленных установок.
Также детали, ставшие темой нашего разговора, входят в состав экскаваторов роторного типа, дорожных катков, центрифуг, бетономешалок и барабанных сушилок.
Так, к примеру, гидромуфта вентилятора является обязательным элементом привода системы охлаждения в автомобилях определенных марок и моделей. Если говорить о функции данной детали вкратце, то она сводится к автоматическому включению/отключению вентилятора в соответствии с изменением температуры мотора.
Важно
Деталь по праву считается наиболее простым решением, упрощающим конструкцию привода в системе охлаждения. Она выполняется в виде небольшого блока, связывающего крыльчатку и шкив. Блок не нуждается в электроприводе, не требует соединения с другими элементами, его работа полностью автономна.
Для управления работой вентилятора в конструкцию некоторых авто предусмотрен датчик гидромуфты – устройство, которое при необходимости включает, а затем автоматически отключает вентилятор, ориентируясь по температуре охлаждающей жидкости.
Гидромуфта привода обладает массой преимуществ по сравнению с остальными типами привода, ее установка предпочтительна в транспортных средствах повышенной проходимости, которые призваны выдерживать высокие нагрузки в сложных условиях эксплуатации.
Так, ее использование, к примеру, минимизирует необходимость применения жалюзи перед радиатором охлаждения, позволяет сэкономить время перед преодолением на автомобиле водных препятствий (водителю не придется отключать вентилятор перед ездой вброд).
Помимо всего прочего, доказано, что этот механизм способствует снижению расхода топлива и делает работу двигателя более тихой, что особенно заметно на холостых оборотах.
Гидромуфту двигателя без преувеличения можно назвать простейшим элементом гидромеханической трансмиссии. Крутящие моменты на ее ведущем и ведомом валах одинаковы, она их не изменяет, а передает требуемую скорость вращения с вала мотора на КПП.
Именно эта деталь отвечает за плавное переключение передач, она тормозит вращательное колебание, обеспечивает плавное начало движения и хороший разгон без рывков.
Это становится возможным потому, что жесткое сцепление между комплектующими муфты, равно как и между валами – ведущим и ведомым — отсутствует Вращательное движение передается на ось плавно, нет ни толчков, ни рывков.
Как работает гидромуфта
Работа механизма, ставшего темой нашего разговора, базируется на простейших принципах. Крутящий момент поступает от ротора благодаря тому, что рабочая жидкость вязкая. Функцию этой жидкости выполняет масло гидромуфты.
Управление деталью осуществляется благодаря двум деталям – спиральной биметаллической пружине и пластине. В соответствии со сменой температуры пружина скручивается либо раскручивается, она поворачивает закрепленную на штифте биметаллическую пластину.
Пластина, также подверженная воздействию температурных изменений, либо изгибается, либо выпрямляется, обеспечивая открытие или закрытие каналов соответственно.
Если мотор транспортного средства холодный (а это обычно бывает сразу после его запуска), гидромуфта тоже холодная, ее пружина коротка, а пластина находится вплотную к разделительной пластине, соответственно, каналы закрыты.
Когда двигатель нагревается, нагревается и муфта, ее пружина под воздействием тепла раскручивается, провоцируя поворот пластины – она смещается, открывает канал, что способствует попаданию рабочей жидкости внутрь камеры. Благодаря вязкости этой жидкости начинается вращение вентилятора.
Устройство
Основными составными элементами гидромуфты являются лопастные колеса в количестве 2-х штук. Первая лопасть связана с ведущим валом ТС, вторая – с ведомым валом. Внутри гидромуфты находится масло.
Описывая устройство гидромуфты детальнее, необходимо упомянуть следующие ее конструктивные элементы:
- насосная лопасть, которая непосредственно связана с коленвалом;
- турбинное колесо;
- уплотнение;
- заливная пробка;
- ребра охлаждения;
- валы (коленчатый и ведомый).
Признаки неисправности гидромуфты
Наиболее распространенными признаками износа гидромуфты являются:
- Незначительная пробуксовка сцепления в момент начала движения авто. Машина на протяжении пары секунд не реагирует на педаль акселератора и разгоняется очень слабо, но затем начинает двигаться в штатном режиме.
-
При езде в городском режиме ощущаются вибрации.
Как правило, случается это на скорости около 60-ти км/час.
- Во время движения авто при нагрузке (резкий подъем, транспортировка груза и пр.) чувствуется вибрация.
- ТС, оснащенные автоматической коробкой передач, двигаются рывками, что особо ярко ощущается, когда осуществляется торможение двигателем.
В некоторых случаях поломку детали можно определить на слух. Так, во время переключения передач появляется шум, который исчезает одновременно с увеличением оборотов двигателя. Иногда при езде на скорости около 60-ти км/час появляется вой, который сопровождается вибрацией.
При обнаружении хотя бы одного из перечисленных выше признаков необходимо посетить СТО и выполнить диагностику, а в случае необходимости — провести ремонт гидромуфты, чтобы исключить риск появления в будущем более серьезных проблем.
Достоинства и недостатки
Аренда спецтехники: Аренда спецтехники в России
Гидромуфты входят в конструкцию автомобилей, которые оснащены полуавтоматической трансмиссий. Чаще ими оборудуют грузовики и автобусы. К неоспоримым плюсам этих механизмов следует отнести простоту конструкции, плавность изменения скорости движения, снижение нагрузки на шестеренки КПП.
Что касается недостатков, то это низкий КПД по причине значительных потерь ведущего вала на больших оборотах. Именно поэтому на легковой автотранспорт в последнее время устанавливают гидротрансформаторы, которые считаются более совершенными устройствами.
Заключение
Разместите объявление на нашем сайте: Запчасти в России
Благодаря наличию в системе привода ТС гидромуфты заметно улучшаются статические и динамические характеристики двигателя, что в общем и целом оптимально сказывается на эксплуатационных показателях авто и его надежности. Деталь, которой был посвящен наш сегодняшний разговор, предотвращает перегрузку мотора и продлевает срок службы машины.
Гидромуфта, гидротрансформатор
Как контролируются клапаны?
Здесь различаются стили клатчей. Муфты вентиляторов могут быть нетепловыми, тепловыми или электронными.
Нетепловые муфты вентилятора зависят от скорости вращения. Центробежная сила прижимает жидкость к клапанам. При низких оборотах клапаны открыты, пропуская жидкость и включая вентилятор. С увеличением оборотов увеличивается и центробежная сила. Сила закрывает клапаны и удерживает масло в резервуаре. Это отключает вентилятор.
Термомуфты вентиляторов используют биметаллическую пружину для измерения температуры. Когда двигатель холодный, вентилятор отключается. При повышении температуры пружина поворачивает пластину клапана и позволяет жидкости течь. Это привлекает поклонника. При понижении температуры пружина расслабляется, поворачивая тарелку клапана назад. Это останавливает поток жидкости и отключает вентилятор.
Существует 3 уровня тепловых муфт вентиляторов:
- Тепловые муфты вентиляторов для стандартных режимов работы при включении вращают вентилятор на 50-60% скорости водяного насоса.
- Тепловые муфты вентилятора для тяжелых условий эксплуатации при включении включают вентилятор на скорости 80-90% от скорости водяного насоса. Это обеспечивает больший поток воздуха для лучшего охлаждения.
- Термические муфты вентилятора для тяжелых условий эксплуатации также включают вентилятор со скоростью 80-90% скорости водяного насоса при включении. Однако они имеют большую рабочую площадь. Это помогает им работать холоднее и служить дольше.
Последний тип — электронная муфта вентилятора. Эти муфты работают так же, как термомуфты. Однако клапаны управляются сигналом от бортового компьютера.
ПРИМЕЧАНИЕ: Муфта вентилятора никогда не отключается полностью. Даже в выключенном состоянии вентилятор будет вращаться со скоростью 20-30% от скорости водяного насоса.
Какой тип лучше?
Лучший тип муфты вентилятора — тот, который предназначен для вашего применения. Использование неподходящих деталей может привести к ухудшению охлаждения, чрезмерному шуму, снижению расхода топлива и/или выходу из строя муфты вентилятора.
Для лучшего охлаждения вы можете заменить нетепловую или стандартную муфту на муфту для тяжелых или тяжелых условий эксплуатации. Однако никогда не рекомендуется заменять тепловую муфту нетепловой муфтой. Электронное сцепление следует заменять только электронным сцеплением другого качества.
Идентификатор ответа
5272
|
Опубликовано
03.04.2020 14:42
|
Обновлено
03.04.2020 15:40
Муфты вентиляторов — и когда придет время их заменить вентилятор.
Часто упускаемая из виду муфта вентилятора не получает много внимания или внимания, но она является важной частью уравнения охлаждения во многих автомобилях. Это помогает вашей системе охлаждения работать эффективно и вашему двигателю.
Но давайте начнем с самого начала.
Что такое муфта вентилятора?
Муфта вентилятора представляет собой регулируемую по температуре муфту между валом водяного насоса и вентилятором, которая позволяет вентилятору работать на низких скоростях и отключаться на более высоких скоростях. Это позволяет двигателю работать более эффективно, снимая нагрузку, которую возлагает на него вентилятор.
Так как же это работает?
Это действительно зависит от типа муфты вентилятора, которую вы выберете.
Основными типами являются нетепловые, тепловые и электронные — все они используют силиконовую жидкость для включения и выключения вентилятора.
Нетермические муфты вентилятора
Нетепловые муфты работают исключительно на скорости вращения вала водяного насоса. На малых оборотах и на холостом ходу муфта позволяет лопасти вентилятора вращаться почти в соотношении 1:1. На высоких скоростях силиконовая жидкость внутри муфты теряет свою способность передавать энергию от вала к корпусу муфты вентилятора (и, следовательно, к вентилятору), и тогда вентилятор может вращаться почти на свободном ходу, снимая нагрузку с двигатель.
Нетермическая муфта обеспечивает постоянный поток охлаждающего воздуха, но всегда включена, поэтому она обеспечивает меньшую экономию топлива, чем тепловая муфта вентилятора. Тем не менее, нетермические муфты являются более дешевым вариантом, чем муфты с термическим типом.
Тепловые муфты вентилятора
Тепловая муфта вентилятора срабатывает в зависимости от температуры под капотом. Когда горячий воздух проходит через радиатор, он нагревает термопружину , установленную в передней части сцепления. Когда пружина нагревается, она поворачивается и позволяет портам клапана открываться внутри муфты. Силиконовая жидкость, хранящаяся внутри резервуара, может проходить через эти открытые отверстия и попадать в рабочую зону сцепления. Это включает сцепление и приводит в действие вентилятор. Как только двигатель остынет, термопружина поворачивается назад и закрывает отверстия клапана, отключая вентилятор.
Скорость, с которой термическая муфта вентилятора вращает вентилятор, во многом зависит от того, какой именно вентилятор вы выберете. Например, на веб-сайте Summit Racing вы найдете три различных типа тепловых муфт вентилятора только от Hayden:
Тепловая муфта вентилятора для стандартных условий: Эта конструкция вращает вентилятор на 60–70 % от вала водяного насоса. скорость при включении и 20-30 процентов при выключении. Это сделано для любителей с более легким шагом.
Тепловая муфта вентилятора для тяжелых условий эксплуатации: Вентилятор этого типа вращает вентилятор на 70–90 % скорости вращения вала при включении для повышенного охлаждения. В выключенном состоянии крутит вентилятор на 25-35 процентов. Он используется с вентиляторами с более глубоким шагом (шаг 2 1/2 дюйма) и хорошо работает с более высокими рабочими оборотами.
Тепловая муфта вентилятора для тяжелых условий эксплуатации: Термические вентиляторы для тяжелых условий эксплуатации вращают вентилятор со скоростью 80–90 % от скорости вала при включении и 20–30 % при отключении. Он используется с вентиляторами с большим шагом и имеет большую рабочую поверхность, что обеспечивает более низкую температуру при работе и более длительный срок службы.
Электронный блок управления — вязкостная муфта электродвигателя
Муфта электровентилятора этого типа работает как термомуфта, но уровень включения муфты электродвигателя контролируется сигналом ECM/PCM. Этот процесс включения в конечном итоге контролируется блоком ECM/PCM по следующим входным параметрам: температура охлаждающей жидкости, температура впускного коллектора, температура трансмиссионного масла, давление кондиционера и температура моторного масла. Эти переменные зависят от производителя, а скорость вращения вентилятора зависит от требуемого уровня охлаждения.
Как и все компоненты, муфты вентилятора изнашиваются и требуют замены.
Признаки износа муфты вентилятора
По словам Хейдена, вот некоторые признаки того, что муфта вентилятора может нуждаться в замене:
- Вентилятор чрезмерно вращается при остановленном двигателе (три или более раз при выключении горячего двигателя).
- Плохая работа кондиционера на холостом ходу или при низкой скорости автомобиля.
- Скорость вентилятора не увеличивается при горячем двигателе.
- Скорость вентилятора не увеличивается, пока двигатель не станет чрезмерно горячим.
- Кончик лопасти вентилятора смещается более чем на 1/4 дюйма вперед назад.
- Вентилятор вращается с трудом или вообще не вращается.
- Чрезмерный шум вентилятора на всех скоростях из-за отказа подшипника.
- Вибрация, усиливающаяся при увеличении оборотов двигателя.