Какое масло заливать в двигатель 402: Масло для двигателя ЗМЗ 402 какое и сколько лить

Двигатель ГАЗ ЗМЗ 402 2,45 л/100 л. с.

Содержание

  • 1 Технические характеристики ЗМЗ 402
  • 2 Особенности конструкции
  • 3 Перечень модификаций ДВС
  • 4 Плюсы и минусы
  • 5 Список моделей авто, в которых устанавливался
  • 6 Регламент обслуживания ЗМЗ 402
  • 7 Обзор неисправностей и способы их ремонта
  • 8 Варианты тюнинга мотора

Проектировался двигатель ЗМЗ 402 из мотора 24Д в 70-х годах, прототип которого использовался, еще в «полуторках» ГАЗ-56 и ГАЗ-21. Изначально был цельноалюминиевым, со штангами и коромыслами механизма ГРМ и нижним распредвалом. Уплотнение коленвала осуществлялось пропитанным графитовой смазкой жгутом, а не полноценным резинотехническим изделием.

ДВС ЗМЗ 402

Текущий ремонт и обслуживание можно было производить, не только в гараже, но и в чистом поле, «на коленке» ввиду предельно простой конструкции. Однако для капремонта требовался тельфер или кран-балка, поскольку силовой привод весит под 200 кг, учитывая навесное оборудование.

Технические характеристики ЗМЗ 402

Использована в двигателе простая, примитивная старая конструкция с газораспределительным механизмом по схеме OHV, паранитовыми и асбестовыми прокладками, алюминиевым блоком, головкой и ее крышкой, чугунными коллекторами впуска и выпуска.

Конструкция ЗМЗ 402

Рядная 4-х цилиндровая схема двигателя предназначена для продольного расположения под капотом.

Основные технические характеристики ЗМЗ 402 выглядят следующим образом:

Изготовитель ЗМЗ
Марка ДВС 402
Годы производства 1981 – 2006
Объем 2445 см3 (2,45 л)
Мощность 73,5 кВт (100 л. с.)
Момент крутящий 182 Нм (на 2500 об/мин)
Вес 181 – 184 кг
Степень сжатия 8,2 (7,6)
Питание карбюратор, распределенный впрыск
Тип мотора рядный, бензиновый, 4 цилиндровый
Зажигание коммутаторное, бесконтактное
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре 2
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Впускной коллектор дюралевый
Выпускной коллектор литой чугунный
Распредвал оригинальный профиль кулачков
Материал блока цилиндров алюминиевый сплав с пропиткой смолой
Диаметр цилиндра 92 мм
Поршни оригинальные
Коленвал от 2103
Ход поршня 92 мм
Горючее А-76, АИ-92
Нормативы экологии Евро-0
Расход топлива трасса – 5,3 л/100 км

смешанный цикл 6,6 л/100 км

город – 13,5 л/100 км

Расход масла максимум 0,2 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости 5W30, 10W30, 5W40, 0W30, 0W40
Какое масло лучше для двигателя по производителю Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть
Масло для ЗМЗ 402 по составу  синтетика, полусинтетика, минеральное
Объем масла моторного 6 л
Температура рабочая 80 – 110°
Ресурс ДВС заявленный 200000 км

реальный 250000 км

Регулировка клапанов винты регулировочные + щупы
Система охлаждения принудительная, антифриз
Объем ОЖ 3,5 л без учета шлангов, отопителя и радиатора
Помпа с пластиковой крыльчаткой
Термостат двухклапанный ТА107-05 либо ТС107-05
Свечи на ЗМЗ 402 чешские Brisk DR17YC/A
Зазор свечи 0,7 – 0,85 мм
Шестерня ГРМ Gates, ширина 22 мм, ресурс 200000 км пробега
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst, сменный картридж
Масляный фильтр Mannol SCT Sh515, Mann H727/4
Маховик  диаметр 330 мм, вес 13,2 кг
Болты крепления маховика М12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачки
Компрессия от 7 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ 800 – 850 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 31 – 39 Нм

маховик – 62 – 87 Нм

болт сцепления – 19 – 30 Нм

крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 69 – 85 Нм + 90° + 90°

В таблице приведено описание базового мотора, которое подходит для всех вариантов этой серии.

Особенности конструкции

В сравнении с «нулевым» прототипом двигатель ЗМЗ 402 получил весьма незначительные улучшения конструкции, так как задача увеличить мощность не стояла:

  • изначально блок цилиндров отливался в кокиль, гильзы цилиндров фиксировались в расточке верхней плиты, по верхнему буртику;
  • затем руководство завода перешло на технологию литья под давлением, верхняя рубашка стала открытой, гильзы крепились внутри нижнего пояса;
  • позже производитель вновь вернулся к кокильному литью, поэтому в машинах эксплуатируются, и те, и другие блоки.

Разобранный мотор

Очередной особенностью силового привода является использование масляного радиатора, чтобы система охлаждения работала эффективнее.

Масляный радиатор

Газораспределительный механизм имеет морально устаревшую уже на момент создания ДВС схему OHV – распредвал снизу, управление коромысло-штанговым механизмом. Именно из-за этого узла мотор получился очень тяжелым, несмотря на легкий блок цилиндров.

Перечень модификаций ДВС

Маркировка ЗМЗ 402 – это целое семейство однорядных 4 цилиндровых моторов, в которое входят модификации:

  • 10 – базовая версия со степенью сжатия 8,2 под топливо АИ-92 для комплектации автомобиля Волга;

    ЗМЗ 402.10

  • 10 – адаптация под бензин А-76 для установки на Волгу;

    ЗМЗ 4021.10

  • 10 – форкамерное воспламенение для улучшения парамеров, снят с производства в 1992 году;

    ЗМЗ 4022.10

  • 10 – разработка для Газели под соответствующую коробку КПП и А-76;

    ЗМЗ 4025.10

  • 10 – аналог 402.10 под Газель для АИ-92, соответственно.

    ЗМЗ 4026.10

При этом навесное оборудование осталось без изменений. В модификациях движков использована заводская форсировка механическим способом без применения турбины.

Плюсы и минусы

Основными недостатками серии двигателей ЗМЗ 402 являются:

  • морально устаревшая конструкция ГРМ;
  • головка блока цилиндров затрудняет тюнинг;
  • очень слабые прокладки и задний сальник коленвала;
  • высокие вибрации, приводящие к ослаблению резьбовых соединений.

Асбестовая прокладка ГБЦ

С другой стороны, мотор очень надежный, рассчитан на высокие эксплуатационные нагрузки. При нормальном обслуживании реальный ресурс составляет 300 – 350 тысяч км пробега.

Список моделей авто, в которых устанавливался

Создавался мотор ЗМЗ 402 для Горьковского и Ульяновского автозаводов, Рижской автобусной фабрики, поэтому применялся для комплектации автомобилей:

  • ГАЗ-24-10 Волга – 1985 – 1993;
  • ГАЗ-3102 Волга – 1981 – 2006, только форкамерные модификации ДВС;
  • ГАЗ-31029 Волга – 1992 – 1997;
  • ГАЗ-3110 Волга – 1997 – 2005;
  • ГАЗ-31105 Волга – 2002 – 2006;
  • ГАЗ-3302 Газель – 1994 – 2003;
  • ГАЗ-33023 Газель-Фермер – 1995 – 2003;
  • ГАЗ-2705 Газель грузопассажирская – 1995 – 2003;
  • ГАЗ-3221 Газель микроавтобус – 1996 – 2003;
  • ГАЗ-32213 Газель микроавтобус повышенной комфортности – 1996 – 2003;
  • ГАЗ-322132 Газель маршрутное такси (сдвижная дверь) – 1996 – 2003;
  • ГАЗ-32214 Газель «скорая помощь» – 1996 – 2003;
  • РАФ-М1 Роксана и РАФ-М2 Стилс – выпущены в единственном экземпляре, не пошли в серию;
  • РАФ-33111 – грузовик двухместный бортовой 1 т;
  • РАФ-22038 – маршрутное такси, небольшие объемы производства;
  • РАФ-22039 – маршрутное такси крупногабаритное.

Характеристики двигателя позволяли использовать его в Газелях спецтехники, линейка которых выпускалась Мытищинским заводом Купава. В Украине Часовоярский ремзавод собирал автобусы Рута с этими моторами, Черниговский завод – Богдан-А049 и ТУР-А049, Бориспольский автозавод –  БАЗ-2215 Дельфин.

БАЗ Дельфин

Социальные (реанимация и катафалк) и школьные автобусы с силовым приводом ЗМЗ 404 собирал Семеновский авторемонтный завод с 1995 по 2006 год. Некоторые детали использовались в двигателях УАЗ в качестве комплектующих.

Регламент обслуживания ЗМЗ 402

Официальный мануал содержит сроки замены расходных материалов, чтобы двигатель ЗМЗ 402 прослужил весь заявленный ресурс:

  • моторное масло через 10000 км;
  • охлаждающая жидкость после 60000 км или 2 лет эксплуатации;
  • регулировка тепловых зазоров клапанов каждые 15000 км;
  • протяжка гаек ГБЦ каждые 20000 км;
  • картридж воздушного фильтра служит 20000 км, а топливный фильтр 30000 км.

Изначально в устройство ДВС заложены очень ненадежные прокладки. Пропитанный графитом асбестовый лист толщиной 1,5 мм между блоком и головкой нормально держит температуру, но от вибраций ослабляются гайки. Крышка ГРМ и поддон картера уплотняются паранитовыми прокладками, обладающими низким ресурсом и маслостойкостью.

ГРМ привод зубчатым колесом

Ни ремня, ни цепи ГРМ здесь нет, передача вращения на нижний распредвал осуществляется зубчатой шестерней. Ее ресурс значительно выше, но контроль за состоянием венца необходим периодически.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

В принципе, мотор ЗМЗ 402 недоработан изначально, так как на момент создания уже были более прогрессивные технические решения. Основным достоинством является безопасность при срезании зубьев шестерни ГРМ – поршень не гнет клапана.

Зато коленвал шлифуется бесцентровым методом, возникают радиальные биения, при оборотах свыше 2500 – 2700 мин-1 веревочный задний сальник не справляется с задачей. Выхлоп идет в картер, повышается давление масла. Характерны для моторов семейства ЗМЗ 402 следующие неисправности:

Течь масла прокладка прогорает из-за более сильного нагрева средней части ГБЦ замена прокладки и своевременная протяжка
Перегрев мотора поломка помпы, термостата, воздушная пробка в системе охлаждения замена помпы/термостата, удаление пробки
Вибрации дисбаланс системы зажигания, карбюратора или КШМ, износ подушек балансировка систем, замена подушек

Стук может возникать во вкладышах подшипников коленвала и клапанах, исчезает после замены.

Варианты тюнинга мотора

В заводской комплектации двигатель ЗМЗ 402 выдает 182,4 Нм крутящего момента и 100 л. с. мощности, поэтому для увеличения этих характеристик может использоваться механический тюнинг нескольких видов:

  • расточка цилиндров под гильзы – максимум 100 мм диаметра;
  • шлифовка ГБЦ – повышает степень сжатия для использования топлива с большим октановым числом АИ-95;
  • модернизация выпускного тракта – увеличение диаметра выхлопного патрубка.

Тюнинг ЗМЗ 402

Первый способ опасен перегревом силового привода, так как толщина стенок блока снижается на 4 мм, капремонт потребуется быстрее. В последнем варианте снижается экологичность ДВС. Изготовителем рекомендовано либо использовать инжектирование, что очень дорого либо применить более простой, но менее эффективный тюнинг:

  • замена свечей модификациями с иридиевыми контактами и высоковольтных проводов;
  • облегченный распредвал с регулировкой настроек клапанов, установленных с завода;
  • замена карбюратора производителя К-151 более свежими версиями, например, Солекс;
  • использование облегченной ШПГ и маховика;
  • расточка седел клапанов и замена их модификациями большего диаметра.

Комплексный механический тюнинг позволяет добавить 30 л. с мощности максимум. Турбировать моторы производитель не рекомендует, так как это резко снижает ресурс.

Таким образом, мотор ЗМЗ 402 является базовым вариантом целой серии движков 402. 10, 4021.10, 4022.10, 1025.10 и 4026.10. Изначально до 1980 года он маркировался ЗМЗ-24Д, устанавливался на Волги, Газели и РАФ.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Поделиться с друзьями:

Масло для двигателя ЗМЗ 402: что выбрать для заливки

Стандартный мотор, выпускаемый уже 40 лет, до сих пор актуален. Ввиду «древности» конструкции, у водителей нередко возникает вопрос, какое лучше масло для двигателя ЗМЗ 402, что выбрать для заливки, чтобы продлить срок эксплуатации силовой установки.

Содержание

  1. Что рекомендует производитель
  2. Как подобрать аналог
  3. Основа
  4. Вязкость
  5. Допуски
  6. Рекомендуемые бренды
  7. Как часто менять
  8. Сколько заливать
  9. Видео
  10. Итог

Что рекомендует производитель

Когда разрабатывалась установка, современных разновидностей лубрикантов еще не существовало. Сейчас компания рекомендует использовать оригинальные смазки на минеральной основе. При этом, смесь соответствует требованиям стандарта API-SG, что в 2021 году на рынке найти достаточно проблематично. Современные жидкости уже давно перешагнули норматив и значительно его превышают.

Как подобрать аналог

Чтобы правильно выбрать заменитель фирменной смазки, следует придерживаться определенных требований. Заливка масла наугад может сильно навредить двигателю или привести к его полному, внезапному отказу.

Основа

В качестве основы рекомендуется заливать жидкости минерального или полусинтетического типа. Преимущественно же использовать именно минералку. Двигатель произведен именно под такие формулы, имеющие повышенную вязкость и густоту.

Если в картер влить синтетическую продукцию, она может навредить сальникам, уплотнителям или движок натурально потечет «со всех щелей». Также слишком жидкое автомасло не будет создавать достаточной толщины защитную пленку, что также снизит срок эксплуатации подвижных частей.

Вязкость

У двигателя нет особенных требований к вязкости используемых лубрикантов. Для нормальной работы ДВС достаточно подобрать смазку из стандартной таблицы SAE. Для примера, в условиях средней полосы РФ оптимальным вариантом будут смеси типа:

  • 10W-30;
  • 10W-40;
  • 15W-40.

В северных или южных регионах рекомендуется отталкиваться от показателей средних температур.

Допуски

С допусками все также просто. Для стабильной работы мотора требуется заливать масло не ниже стандарта API SG. Так как современные смазки обычно значительно превосходят нормативы спецификации, заморачиваться сильно не стоит.

Рекомендуемые бренды

При выборе аналога масла, покупателям рекомендуется обратить внимание на торговые марки и продукты:

  • Motul ATV-UTV 4T 10W-40;
  • Gazpromneft Premium L 10W-40;
  • Kixx G Plus SN/CF 10W-40;
  • Shell HELIX 10W-40;
  • Лукойл Люкс полусинтетическое 10W-40.

Как часто менять

Стандартный межсервисный интервал силовой установки составляет 10000 километров пробега. Подобное время работы возможно исключительно при езде по хорошей дороге и заливке высококачественного топлива.

В реальности ситуация менее оптимистична. Пользователи меняют смазки каждые 6000-5000 километров пробега. Это обусловлено сомнительным качеством местной горючки и убитыми дорогами.

Сколько заливать

Стандартный картер силовой установки рассчитан на 6 литров смазочного материала. При этом, плановая замена потребует только 5,8 л. Остатки обычно уходят на долив.

Видео

Вернуться на главную

Итог

Определив, какое подходит масло для двигателя ЗМЗ 402, что выбрать для заливки и постоянной эксплуатации, водитель может правильно выбрать подходящую смесь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Серия двигателей 402 | Перкинс

Тип продукта

  • Генераторы (2)
  • Щупы (2)
  • Сливные пробки (2)
  • Выхлопные прокладки (2)
  • Передние и задние сальники (2)
  • Прокладки топливного насоса (1)
  • Свечи накаливания и зажигания (1)
  • Подъемные насосы (1)
  • Основные воздушные фильтры (1)
  • Пробки для слива масла (1)
  • Крышки маслозаливных горловин (1)
  • Масляные фильтры (1)
  • Прокладки масляного поддона (2)
  • Датчики давления масла (2)
  • Клапаны сброса масла (1)
  • Предтопливные фильтры (6)
  • Радиатор (1)
  • Вентиляторы радиатора (1)
  • Радиаторы (1)
  • Соленоиды (1)
  • Термостаты (2)
  • Прокладки ГРМ (4)
  • Прокладка клапанной крышки (2)
  • Прокладки клапанной крышки (3)
  • Прокладки водяного насоса (2)
  • Шкивы водяного насоса (1)
  • Датчики температуры воды (1)

Быстрый просмотр

Добавить в корзину

Быстрый просмотр

Добавить в корзину

Быстрый просмотр

Добавить в корзину

Быстрый просмотр

Добавить в корзину

Быстрый просмотр

Добавить в корзину

Быстрый просмотр

Добавить в корзину

Быстрый просмотр

Добавить в корзину

Быстрый просмотр

Быстрый просмотр

Быстрый просмотр

Добавить в корзину

Быстрый просмотр

Быстрый просмотр

Добавить в корзину

Быстрый просмотр

Добавить в корзину

Быстрый просмотр

Добавить в корзину

Быстрый просмотр

Добавить в корзину

Быстрый просмотр

Добавить в корзину

CHEVROLET 6.

6L/402 Щупы для измерения уровня масла в двигателе — Трубка для щупа в комплекте — Расположение щупа для измерения уровня масла со стороны пассажира

Результаты 1–19
из 19

$86,95

901:25 Предполагаемая дата отправки в США: 90 126

13 февраля 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

$93,95

Ориентировочная дата отгрузки в США:

15 февраля 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

$103,95

Ориентировочная дата отгрузки в США:

15 февраля 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

$76,99

Ориентировочная дата отгрузки в США:

31 января 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

148,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

15 февраля 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

25,43 доллара США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

3 января 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

$14,99

Ориентировочная дата отгрузки в США:

27 декабря 2022 г.

Расчетная дата международной отправки:

10 января 2023 г.

если заказать сегодня

16,62 доллара США

18,47 $

(Скидка 1,85 $)

Ориентировочная дата отгрузки в США:

9 января 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

25,43 доллара США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

3 января 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

117,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

6 февраля 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

$18,99

Ориентировочная дата отгрузки в США:

Пятница 9.12.2022

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

$16,69

Ориентировочная дата отгрузки в США:

9 января 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

$10,99

Ориентировочная дата отгрузки в США:

27 декабря 2022 г.

Расчетная дата международной отправки:

10 января 2023 г.

если заказать сегодня

$10,99

Ориентировочная дата отгрузки в США:

3 января 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

$14,99

Ориентировочная дата отгрузки в США:

27 декабря 2022 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

Ориентировочная дата отгрузки в США:

27 декабря 2022 г.

Расчетная дата международной отправки:

27 декабря 2022 г.

$11,99

Ориентировочная дата отгрузки в США:

9 января 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

117,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

3 февраля 2023 г.