Ремонт рулевого механизма уаз: Рулевой редуктор УАЗ 469: усройство, ремонт, регулировка

Рулевой редуктор УАЗ 469: усройство, ремонт, регулировка

Автомобиль УАЗ 469 оборудован механическим рулевым управлением. Оно состоит из рулевой колонки, редуктора и привода. Воздействие на механизм осуществляется из кабины автомобиля с помощью рулевого колеса. В процессе эксплуатации могут возникать различные неисправности рулевого редуктора. Для восстановления его работоспособности необходим ремонт или регулировка.

Фото 1: Рулевой редуктор УАЗ 469 (Источник: Яндекс.Картинки)

Устройство рулевого редуктора УАЗ 469

Рулевой редуктор автомобили УАЗ 469 представляет собой узел, служащий для поворота передних колес автомобиля. Устройство рулевого редуктора УАЗ предусматривает снижение усилий, прилагаемых водителем к рулевому колесу при движении автомобиля.

Картер рулевого редуктора УАЗ устанавливается на раме автомобиля. Узел фиксируется с левой стороны по ходу движения. Крутящий момент от рулевой колонки к редуктору передаётся с помощью карданного вала.

Рабочая пара рулевого редуктора автомобиля УАЗ-469 состоит из глобоидального червяка и ролика двухгребневого типа. Червяк связан с валом, на который передаётся усилие рулевого колеса. Ролик устанавливается на одном валу с сошкой рулевого механизма. Таким образом, при вращении червяка ролик вместе с сошкой смещаются в определенную сторону. Для предотвращения проскальзывания вала, сошка установлена на мелкие шлицы.

При положении колёс для движения по прямой ролик должен находиться по центру червяка. Для правильности установки сошки шлицевое соединение оснащено сдвоенными единицами. Это исключает вероятность неправильной установки детали.


Фото 2: Схема рулевого редуктора УАЗ 469 (Источник: Яндекс.Картинки)

Ремонт рулевого редуктора УАЗ-469

В некоторых случаях может потребоваться ремонт рулевого редуктора. Для того чтобы выполнить работы по ремонту, не обязательно наличие профильного образования. С задачей справится человек, имеющий минимальные технические знания. Разборка рулевого редуктора осуществляется в следующей последовательности.

  • Демонтировать редуктор с посадочного места. Для этого необходимо открутить и выбить болт, фиксирующий вал червяка в проушине крестовины. После этого открутить три болта, крепящих рулевой редуктор к раме автомобиля.
  • Слить масло. Смазка деталей рулевого редуктора осуществляется маслом. Оно заливается в картер. Во избежание вытекания масла в корпусе установлены сальники. Для слива отработавшей жидкости необходимо выкрутить специализированную заглушку, расположенную на картере.
  • Демонтировать сошку. Деталь жестко установлена на валу и зафиксирована гайкой. Для снятия можно использовать специализированный съемник. При его отсутствии можно сбить сошку с вала молотком. Важно не повредить резьбу вала.
  • Открутить боковую крышку. Для этого необходимо открутить 4 болта, служащие для крепления крышки к корпусу.
  • Демонтировать вал сошки. Деталь вынимается из корпуса редуктора вместе с роликом. Для того чтобы демонтировать вал, следует нанести по нему несколько ударов молотком из мягкого металла. Применение обычного молотка возможно только в совокупности с наставкой из алюминия или меди. Некоторые автомобилисты используют деревянную дощечку. Ее наставляют на вал и наносят удары. Таким образом, удается защитить резьбу от повреждений.
  • Открутить болты крепления нижней крышки и демонтировать деталь. Под крышкой установлены регулировочные прокладки. Необходимо аккуратно демонтировать их.
  • Демонтировать червячный вал.

После разборки все детали очищают от смазочного материала и металлической стружки, образовавшейся в результате трения. Проводится деффектовка деталей. Вышедшие из строя части необходимо заменить новыми. Сборка и установка узла осуществляется в обратной последовательности. После сборки необходимо провести регулировку рулевого редуктора.

Регулировка рулевого редуктора УАЗ 469

При наличии люфта в рулевом управлении, превышающего норму, необходимо в первую очередь проверить работоспособность крестовины рулевого карданного вала и шарниров рулевых тяг. Сильный износ деталей рулевого управления может привести к возникновению люфта. Если шарниры рулевых тяг и крестовина не изношены, потребуется регулировка узла.

Регулировка момента затяжки подшипников червяка

Чтобы отрегулировать момент затяжки подшипников червяка, необходимо демонтировать узел с автомобиля. После снятия рулевого редуктора необходимо неподвижно зафиксировать его. Для этого используют тиски. После этого регулировка осуществляется в следующей последовательности:

  • Сливают из картера смазочный материал.
  • Откручивают колпачковую гайку, закрывающую регулировочный винт.
  • Демонтируют стопорную шайбу, предотвращающую самопроизвольное смещение регулировочного винта.
  • С помощью специализированного съемника снять сошку с вала. При снятии детали без приспособления может понадобиться ее нагрев.
  • Открутить болты крепления боковой крышки.
  • Легкими ударами молотка из мягкого металла выбить сошку.
  • Демонтировать нижнюю крышку.
  • Удалить тонкую прокладку, установленную в месте крепления крышки.
  • Установить нижнюю крышку рулевого редуктора.
  • При наличии смещения червяка по своей оси следует демонтировать крышку и удалить вторую прокладку, а на ее место установить первую. Таким образом, уменьшится зазор между нижней крышкой и корпусом редуктора.
  • После регулировки момента затяжки подшипников необходимо провести сборку и установку узла на автомобиль.

Регулировка зацепления червяка с роликом

При износе ролика или червяка появляется люфт в рулевом управлении. Для его устранения не требуется снятие узла с автомобиля. Регулировка осуществляется при установленном на автомобиль редукторе. Для устранения люфта необходимо:

  • Установить колеса в положение, при котором транспортное средство будет двигаться по прямой.
  • Демонтировать палец рулевой тяги из отверстия сошки. Для облегчения процесса демонтажа можно использовать специализированный съемник.
  • Выкрутить гайку блокирующую доступ к регулировочному винту.
  • Снять стопорную шайбу.
  • Закрутить регулировочный винт до тех пор, пока не исчезнет люфт в зацеплении червяка и ролика.
  • Установить стопорную шайбу на посадочное место.
  • Установить гайку, закрывающую регулировочный винт.

После регулировки зазора в зацеплении червяка с роликом следует проверить усилие, прилагаемое к рулевому колесу. Слишком сильно закрученный регулировочный винт приведет к повышенному трению деталей рулевого редуктора и к быстрому их износу.

Перед разборкой и регулировкой редуктора следует проверить работоспособность других частей рулевого управления. Разборку и сборку узла можно провести без использования специализированного оборудования.

После правильной регулировки рулевого редуктора на автомобиле УАЗ 469 допустимый максимальный люфт должен составлять не более 10о. Превышение этого показателя свидетельствует о нарушениях в работе других частей рулевого управления.

Видео: Ремонт и регулировка

Читайте также:

Технические характеристики УАЗ 469

Расход топлива УАЗ 469 на 100 км

Регулировка клапанов УАЗ 469

Фаркоп на УАЗ 469

Стартер УАЗ 469: устройство и ремонт

КПП УАЗ 469

Рулевой редуктор УАЗ 469 как отремонтировать своими руками

Содержание

  • 1 Устройство рулевого редуктора УАЗ 469
  • 2 Техническое обслуживание рулевого редуктора УАЗ 469
  • 3 Регулировка рулевого редуктора УАЗ 469
    • 3. 1 Регулировка рулевого механизма
    • 3.2 Регулировка затяжки подшипников червяка рулевого механизма
    • 3.3 Регулировка зацепления ролика с червяком рулевого механизма
  • 4 Ремонт рулевого редуктора УАЗ 469 своими руками
  • 5 Заключение

Рулевой редуктор уаз – важная составляющая рулевого управления. При возникновении нарушений в работе, например, возникновение большого люфта, его можно отрегулировать или отремонтировать самостоятельно. При этом потребуется минимум знаний и инструментов.

Устройство рулевого редуктора УАЗ 469

Рулевой редуктор – это механизм, который отвечает за поворот передних колес. В его задачи также входит снижение нагрузки, прилагаемой водителем. Картер рулевого механизма укреплен на раме авто с левого бока, если смотреть со стороны водителя. Средством передачи крутящего момента от колонки к редуктору является карданный вал.

Рабочая часть редуктора состоит из глобоидального червяка и двухгребневого ролика. Первый механизм связан с валом, на который передается движение от рулевого колеса. Второй механизм насажен на один вал с сошкой. Такое устройство предполагает смешение ролика вместе с сошкой в ту или иную сторону в зависимости от направления вращения червяка. Для того, чтобы не происходило проскальзывание крепление сошки на валу имеет шлицы. При прямом положении колес ролик должен располагаться в центре червяка.

Техническое обслуживание рулевого редуктора УАЗ 469

Техническое обслуживание рулевого редуктора включает в себя следующие мероприятия:

  • Проверка болтов, служащих для крепления картера к раме.
  • Проверка пальцев тяг и их креплений.
  • Мониторинг свободного хода рулевого колеса.
  • Смазывание шарниров.
  • Проверка поворотной цапфы.
  • Проверка герметичности чехлов для шарниров.
  • Раз в пару лет разбор шарниров и их дополнительная смазка.

Ежегодно нужно проводить проверку крепления к распорке кузова рулевой колонки.

Регулировка рулевого редуктора УАЗ 469

Дмитрий Клюев

Автомеханик-диагност, в профессии 14 лет.

Регулировка рулевого редуктора уаз производится при возникновении люфта, который превышает норму (при условии, что крестовина вала и шарниры находятся в работоспособном состоянии и не изношены).

Регулировка рулевого механизма

Для регулировки рулевой механизм снимается с автомобиля и зажимается в тисках. Затем с него сливается масло. Регулировка происходит за несколько шагов:

  1. Убрать крышки 25 и 31.
  2. Произвести установку шайб, один ус каждой шайбы загнуть в паз и поставить стопорные кольца.
  3. Придать вращение подшипнику 28 для закрытия зазора. Произвести регулировку, когда ось управления находится в положении, которое соответствует центральному положению сектора шестерни.
  4. Выпрямить усы шайб.
  5. Снять прокладки 27 и кольца 26.
  6. Расслабить гайку 24.
  7. Убрать тягу 23.
  8. Механизм поставить на авто, установить сошку и закрутить гайку.
  9. Присоединить магистрали, вилку вала и залить масло.
  10. Установить тягу сошки, закрутить шплинтовую и гайку сошки.

 

Регулировка затяжки подшипников червяка рулевого механизма

Чтобы отрегулировать затяжки подшипников на уаз, придется произвести демонтаж всего механизма с автомобиля. Затем редуктор зажимается в тисках и производится непосредственно регулировка:

  1.  С картера слить смазку.
  2. Открутить гайку, которая скрывает винт регулировки.
  3. Снять шайбу, которая служит для исключения смещения винта при движении автомобиля.
  4. Снимается сошка с вала. Это происходит либо при помощи специального съемного устройства, либо путем нагрева и применения молотка из мягкого металла. Важно при этом не повредить резьбу вала.
  5. Демонтировать нижнюю и верхнюю крышки.
  6. Снять прокладку, расположенную в нижней части редуктора.
  7. При смещении червяка от своей оси снимается и вторая прокладка, а на ее место устанавливается ранее снятая. Это необходимо для уменьшения зазора корпусом и нижней крышкой.
  8. После проведения регулировки затяжки механизм собирается в обратной последовательности и устанавливается на уаз.

Регулировка зацепления ролика с червяком рулевого механизма

Рулевое управление может иметь люфт, превышающий нормальные показатели, если нарушено зацепление ролика и червяка. Для регулировки этого параметра снимать редуктор с авто не требуется. Чтобы на месте произвести настройку, нужно выполнить несколько шагов:

  1. Установить колеса в прямое положение.
  2. Снять палец тяги. Для облегчения процесса можно использовать съемное устройство.
  3. Снять гайку и шайбу, которые блокируют винт регулировки.
  4. Закручивать винт до тех пор, пока не пропадет люфт зацепления.
  5. Установить шайбу и гайку на свои места.

Дмитрий Клюев

Автомеханик-диагност, в профессии 14 лет.

После проведения регулировки нужно обязательно проверить, какое усилие нужно прикладывать к рулевому колесу. Если закрутить винт регулировки слишком сильно, то детали редуктора будут испытывать сильное трение, что приведет к повышенному износу.

Ремонт рулевого редуктора УАЗ 469 своими руками

Для осуществления ремонтных работ, связанных с редуктором, необходимо произвести его разборку. Она осуществляется следующим образом:

  1. Снять редуктор. Для этого откручивается и выбивается болт, который производит фиксацию вала червяка в крестовине. Далее открутить редуктор от рамы авто. За это отвечают три болта.
  2. Провести слив масла. Для этого выкручивается специальная заглушка, которая находится на поверхности картера.
  3. Снять сошку. На валу она закреплена с помощью гайки. Съемка производится с использованием специального съемного устройства. При его отсутствии можно просто сбить сошку с вала при помощи молотка. Однако важно при этом не сорвать резьбу на валу.
  4. Снять крышку, расположенную сбоку. За ее крепление отвечают 4 болта.
  5. Снять вал сошки. Он убирается из механизма вместе с роликом. Для этого можно использовать молоток, ударная часть которого выполнена из мягкого металла либо обычного с дополнительной медной или алюминиевой накладки или дощечки.
  6. Открутить крышку снизу.
  7. Снять прокладки, расположенные под нижней крышкой.
  8. Снять червячный вал.

После выполнения вышеизложенных действий нужно очистить детали от смазки и стружки, которая появляется в процессе работы механизма из-за возникновения трения. Далее необходимо найти деталь с дефектом и провести ее замену. Затем перечисленные действия производятся в обратной последовательности. После проведения сборки рулевой редуктор обязательно нужно отрегулировать.

Заключение

Ремонт рулевой колонки и редуктора не требует особых знаний и технического оснащения. Поэтому в большинстве случаев он может быть произведен водителем самостоятельно в собственном гараже.

Снятие и регулировка рулевого механизма с ГУР УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519

Снятие рулевого механизма для замены или ремонта

Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник

Слив жидкости из системы

Открутить головку на 22 болтовом штуцере сливного шланга

Снять с болта две медные шайбы

Выбиваем клин молотком через выколотку из мягкого металла

Опираясь большой отверткой или монтажным шпателем на кронштейны подвески двигателя, поддеваем вилку шарнира и снимаем ее с рулевого вала

Отсоединяем рулевое управление тяга от сошки рулевого механизма

Откручиваем три болта крепления рулевого механизма к лонжерону рамы головкой на 17

Снимаем рулевой механизм с автомобиля

Откручиваем болт штуцера отводящего шланга ключом на 22 и снимаем с болта две медные шайбы

Откручиваем удлинительный шланг ключом на 22

Между удлинителем и рулевым механизмом находится медная шайба

Для снятия сошки откручиваем головку на 30 gaiko bipod

Отмечаем зубилом взаимное расположение сошки и рулевого вала

Отжимаем сошку от вала съемником

Устанавливаем рулевой механизм в обратной последовательности, заменяя медные шайбы

Снимаем рулевой механизм, как описано выше, не снимая сошек и удлинителя заливного шланга

Зажимаем механизм в тиски с арматурой вниз и слить остатки масла в емкость, повернув вал механизма ключом на 17

Прижав рукой вал золотника, качаем сошку

Если при этом чувствуется осевой люфт вала , отрегулировать упорные подшипники.