Тнвд зил 645 регулировка: 4. Топливная аппаратура дизеля зил–645

4. Топливная аппаратура дизеля зил–645

4.1. Устройство и принцип работы

Особенность
рабочего процесса дизеля ЗИЛ–645 является
объемно-пленочное смесеобразование. У
этого двигателя топливо впрыскивается
в камеру сгорания, расположенную
эксцентрично в днище поршня, через
двухсопловый распылитель таким образом,
что один факел направлен параллель­но
стенке камеры сгорания (пристеночный
факел), а второй – к центру ее
полусферического днища (объемный факел).
Диаметр сопловых отверстий – 0,4 мм.
Массовое распределение топлива,
проходящего через эти отверстия на
эксплуатационных режимах работы дизеля,
примерно одинаковое.

На
автомобиле ЗИЛ–4331 применена система
питания с непрерывным перепуском
излишнего топлива из подводящей полости
насоса высокого давления и фильтра
тонкой очистки (рис. 4.1,а). Это гарантирует
отвод паров топлива и воздуха во время
работы дизеля и непосредственно перед
пуском, а также охлаждение насоса
высокого давления.

В
системе питания ЗИЛ–4331 использован
топливоподкачивающий насос поршневого
типа с механическим приводом, установленном
на корпусе насоса высокого давления.
Топливоподкачивающий насос приводится
в действие от эксцентрика кулачкового
вала. Объемная подача топливоподкачивающего
насоса при противодавлении не менее
0,08 МПа и частоте вращения кулачкового
вала 1000 мин –1
составляет 1,6 л/мин.

Перед
пуском дизеля надо заполнить топливом
и прокачать всю систему. Для этого
предназначен насос ручной прокачки
топлива (рис. 4.1,б), который устанавливается
в крышку фильтра тонкой очистки. Для
подкачивания топлива необходимо
отвернуть рукоятку и вытянуть ее. При
этом поршень, связанный с ней штоком,
также переместится. В результате, под
поршнем создается разрежение, и топливо
через всасывающий клапан заполнит эту
полость. При нажатии на рукоятку насоса
топливо выталкивается в нагнетательную
магистраль под давлением 0,07—0,12 МПа.
Закончив прокачку топливной системы,
рукоятку снова навинчивают на корпус,
и поршень, обжимая резиновое кольцо,
плотно перекрывает канал в корпусе.

Необходимое
давление топлива поддерживается в
системе с помощью перепускного клапана,
отрегулированного на избыточное давление
0,09 МПа (он установлен на корпусе насоса
высокого давления). Из фильтра тонкой
очистки топливо перепускается через
клапан, отрегулированный на избыточное
давление 0,15 МПа (1,5 атм).

В таблице 4.1 приведены основные параметры насоса высокого давления.

Таблица
4.1

Основные параметры насоса высокого давления

Тип
насоса: рядный, многоплунжерный, с
собственным кулачковым валом,
золотниковым способом дозирования
топлива, размерности «А»

Диаметр
плунжера, мм

8

Ход
плунжера, мм

8

Направление
вращения кулачкового вала (со стороны
привода)

правое

Геометрическое
начало подачи секцией от верхнего
положения плунжера, мм

5,5±0,05

Диаметр
нагнетательного клапана, мм

6,0

Разгрузочный
объем нагнетательного клапана, мм3

40

Частота
вращения кулачкового вала насоса при
номинальной
цикловой
подаче, мин–1

1400
(60 мм3)

Диаметр
поршня топливоподкачивающего насоса,
мм

22

Ход
поршня топливоподкачивающего насоса,
мм

8

Насос
высокого давления – рядный, многоплунжерный.
Количество подаваемого топлива
регулируется поворотом плунжера
(отсечкой в конце подачи).

На
режиме номинальной мощности при частоте
вращения 1 400 мин -1
подача топлива за цикл должна быть 60±
мм3.
На режиме максимального крутящего
момента при частоте вращения вала насоса
800 мин-1
подача топлива за цикл должна
соответствовать 60-64мм3.
начало действия регулятора должно
происходить при частоте вращения 1 450
мин -1,
а полное выключение подачи топлива –
при 1 550 мин -1.

Корпус
насоса — монолитный, изготовленный из
алюминиевого сплава (рис. 4.1, в).
Нагнетательные секции размещены в
гнездах верхней части корпуса 17 насоса.
Их гильзы 9 фиксируются штифтами. Топливо
к гильзам подводится и отводится через
продоль­ный канал, просверленный по
всей длине корпуса насоса. С одной
стороны этого канала ввернут штуцер
для подвода топлива, с другой — перепускной
клапан.

Свободный
конец рейки, выходящий из корпуса насоса,
соединен регулировочным болтом 4 (рис.
4.2,а) с кулисой 6 регулятора частоты
вращения ТНВД. Корпус регулятора
привернут к торцевой стенке корпуса
насоса. Плунжер поворачивается рейкой
13 (см. рис. 4.1, в), находящейся в зацеплении
с зубчатым сектором 12,
закрепленным на гильзе плунжера. При
движении рейки в сторону регулятора
подача топлива уменьшается, при движении
к насосу — увеличивается. Равномерность
подачи топлива по секциям регулируется
поворотом плунжера 8 относительно гильзы
9, т. е. изменением положения винтовой
отсечной кромки плунжера относительно
нижнего отверстия гильзы. В нижней
перегородке корпуса насоса есть гнезда
для установки роликовых толкателей 16.
От проворачивания толкатели удерживаются
удлиненными осями роликов, которые
входят в вертикальные пазы в гнездах.
Равномерность начала подачи топлива
между секциями регулируют, подбирая
толщину регулировочной прокладки 14.

Кулачковый
вал насоса установлен на двух шариковых
подшипниках 19 и 26 и на одном подшипнике
скольжения. В крышке переднего подшипника
26 находится уплотнительная манжета 27.
Жесткость вала повышает средняя опора
23, которая крепится двумя болтами к
корпусу насоса. На кулачковом валу есть
несколько кулачков тангенциального
профиля (по числу нагнетательных секций)
и эксцентрик для привода топливоподкачивающего
насоса 25. Концы кулачкового вала в виде
конусов со шпоночными пазами и резьбовыми
хвостовиками служат для установки с
одной стороны автоматической муфты 29
опережения впрыска топлива (через нее
приводится в действие ТНВД), а с другой
— крестовины 18 (см. рис. 4.2,а), которая
закреплена гайкой 19.

Современные
насосы высокого давления выпускаются
с корректором по наддуву (рис. 4.2).
Корректор увеличивает подачу топлива
пропорционально повышению давления
наддува. Давление воздуха, действуя на
мембрану, перемещает шток. При этом
поворачивается ограничитель хода рейки
насоса в сторону увеличения подачи
топлива.

Рис.
4.1. Система питания автомобиля ЗИЛ –
4331:

а
– схема системы питания автомобиля:

1
– форсунка; 2 – топливопровод высокого
давления; 3 и 11 – сливные топливопроводы;
4 – топливный насос высокого давления;
5 – топливный бак;

6 – пробка наливной
горловины; 7 – фильтр грубой очистки
топлива;

8
– топливоподкачивающий насос; 9 –
топливный бак подогревателя;

10 – насос ручной
подкачки топлива; 12 – фильтр тонкой
очистки топлива

б
– насос ручной подкачки топлива:

1 – цилиндр; 2 –
рукоятка насоса с поршнем; 3 и 5 – штуцера;
4 – корпус;

6
– пружина; 7 – нагнетательный клапан;
8 – пластинчатая пружина;

9 – всасывающий
клапан

в
– топливный насос высокого давления:

1
– рычаг корректора пусковых подач; 2 и
10 – винт выпуска воздуха;

3
– инструкцион­ная табличка; 4 –
вытеснитель топлива; 5 – штуцер топливного
насоса; 6 – пружина нагнетательного
клапана; 7 – нагнетательный клапан; 8 –
плунжер; 9 – гильза плунжера; 11 –
поворотная втулка плунжера; 12 – зубчатый
сектор; 13 – зубчатая рейка; 14 –
регулировочные прокладки;

15
– пружина; 16 – толкатель; 17 – корпус
насоса; 18 – ролик толкателя; 19 –
шарикоподшипник; 20 – кулачковый вал;
21 – крышка насоса; 22 – место отвода
масла; 23 – опора кулачкового вала; 24 –
место подвода масла;

25
– топливоподкачивающий насос; 26 –
шарикоподшипник;

27
– уплотнительная манжета; 28 – крышка
подшипника; 29 – муфта опережения впрыска
топлива; 30 – муфта привода насоса

Рис.
4.2. Насос высокого давления с корректором
по наддуву воздуха

Масло,
поступающее из системы смазки дизеля,
заполняет полость кор­пуса насоса и
регулятора до уровня подшипников вала.
Из этой полости оно перепускается в
картер двигателя.

Со
стороны крепления топливоподкачивающего
насоса низкого давления на корпусе ТНВД
по всей его длине сделан люк, закрываемый
съемной крышкой 21 (см. рис. 4.1, в). Он
предназначен для удобства регулировки
равномерности цикловой подачи топлива
плунжерными парами.

В
торце насоса высокого давления со
стороны муфты опережение впрыска топлива
установлен корректор пусковых подач.
Изменение положения рычага 1 этого
корректора вызывает перемещение зубчатой
рейки ТНВД на большую величину и тем
самым обеспечивает необходимую цикловую
подачу топлива для пуска дизеля. Изменение
положения рычага корректора пусковых
подач обеспечивается с помощью рукоятки,
расположенной в кабине водителя.

На
ТНВД устанавливается двухрежимный
регулятор центробежного типа (см. рис.
4.3, а). Он состоит из трех основных частей:
привода механического чувствительного
элемента, исполнительного механизма и
механического чувствительного элемента.

Привод
механического чувствительного элемента
состоит из демпфера 17,
сглаживающего
упругие колебания, и крестовин 16 и 18
регулятора. Механический чувствительный
элемент состоит из двух частей, симметрично
расположенных относительно оси вращения
на крестовине. Каждая часть элемента
включает в себя грузик 15, корректор 3,
регулировочную прокладку 7, главную
пружину 24, пружину холостого хода 23,
угловой рычаг 12, тарелку пружин 25 и седло
пружин 21. Исполнительный механизм
состоит из перемещающейся оси кулисы
10 с установленным на ней ползуном 9,
направляющего пальца ползуна 8, рычага
управления и кулисы 6 регулятора,
соединенной с рейкой. Перемещение рейки
в зоне низких частот вращения кулачкового
вала насоса регулируется корректором
пусковых подач.

Рис.
4.3. Элементы системы питания дизеля
ЗИЛ–645:

а
– регулятор частоты вращения:

1
– насос высокого давления; 2 – верхняя
крышка; 3 – корректор; 4 – регулиро­вочный
болт; 5 – крышка регулятора; 6 – кулиса;
7 – регулировочная прокладка корректора;
8 – палец направляющего ползуна; 9 –
ползун нижний; 10 – ось кулисы; 11 – ползун
углового рычага; 12 – угловой рычаг
регулятора; 13 – корпус регулятора; 14 –
ось груза; 15 – грузик; 16 – крестовина;
17 – демпфер; 18 – крестовина; 19 – гайка
фиксации крестовины; 20 – упорная шайба;
21 – седло пружин регулятора; 22 – ось
крестовины; 23 – пружина холостого хода
регулятора; 24 – главная пружина
регулятора; 25 – тарелка пружин регулятора;
26 – резиновое уплотнение

б
– форсунка:

1
– корпус форсунки; 2 – фильтр форсунки;
3 – уплотнительное кольцо; 4 – тарелка
пружины; 5 – пружина; 6 – проставка; 7 –
распылитель форсунки; 8 – гайка
распы­лителя; 9 – игла; 10 – штифт; 11 –
регулировочный винт

Для
корректирования внешней скоростной
характеристики применяется корректор,
размещенный внутри обоймы грузов
регулятора. Необходимая коррекция
обеспечивается прогибом корректора,
представляющего собой плоскую пружину,
на величину толщины регулировочной
шайбы, установленной под корректор.

Принцип
работы регулятора основан на действии
центробежных сил грузов, которые через
рычаги и шарнирное соединение воздействуют
на перемещение рейки топливного насоса
высокого давления. В диапазоне от
минимальной частоты вращения коленчатого
вала двигателя (600 мин –1)
до максимальной (2800 mиh
–1)
изменение подачи топлива производится
водителем посредством педали подачи
топлива. При частоте вращения выше
частоты, которую ограничивает регулятор
(2850 мин –1),
центробежные силы грузов преодолевают
сопротивление предварительно поджатых
пружин и передвигают рейку топливного
насоса, резко уменьшая подачу топлива.
В результате — частота вращения
коленчатого вала снижается.

Топливный
насос высокого давления оснащен
автоматической муфтой изменения угла
опережения впрыска топлива в цилиндры
двигателя в зависимости от частоты
вращения коленчатого вала дизеля. Момент
впрыска изменяется вследствие
дополнительного поворота кулачкового
вала насоса во время работы в ту или
другую сторону относительно вала привода
насоса.

Система питания дизельного двигателя автомобиля

Система питания дизельного двигателя автомобиля

Система питания дизельного двигателя ЗИЛ-645 включает в себя системы питания двигателя топливом и воздухом и систему выпуска отработавших газов.

Система питания двигателя топливом. Топливная система (рис. 1) — раздельного типа. Она состоит из топливного бака, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, топливоподкачивающего насоса низкого давления, насоса ручной подкачки топлива, топливного насоса высокого давления, регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя, автоматической муфты опережения впрыска топлива и топливопроводов. Топливо из бака засасывается топливоподкачивающим насосом 8 низкого давления через фильтр грубой и тонкой очистки топлива и подается по топливопроводам низкого давления к топливному насосу высокого давления (ТНВД), который подводит топливо к форсункам по топливопроводам высокого давления. Форсунки впрыскивают топливо в распыленном состоянии в камеры сгорания цилиндров двигателя. Избыточное топливо вместе с воздухом отводится через перепускной клапан ТНВД по сливным топливопроводам в топливный бак.

Топливный бак, изготовленный из освинцованной листовой стали, имеет внутренние перегородки, приемную трубку с сетчатым фильтром, датчик указателя уровня топлива, герметичную пробку заливной горловины и пробку для слива отстоя.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

Фильтр грубой очистки топлива (рис. 2,а) крепится к кронштейну топливного бака. Топливо в фильтр подается из топливного бака через распределитель, очищается сетчатым фильтрующим элементом и поступает к топливоподкачивающему насосу. Находящиеся в топливе тяжелые частицы осаждаются в колпаке фильтра.

Фильтр тонкой очистки топлива (рис. 2, б) состоит из корпуса, двух сменных фильтрующих элементов и колпаков. Внутри колпаков приварены болты крепления к корпусу фильтра, в которые вворачиваются сливные пробки. В корпусе имеется клапан-жиклер, открывающийся при избыточном давлении в полости фильтра, равном 0,15±0,02 МПа, который регулируется путем подбора толщины регулировочной шайбы.

Рис. 1. Топливная система дизельного двигателя:
1— форсунка; 2 — топливопровод высокого давления; 3 и 10 — сливные топливопроводы: 4 — топливный насос высокого давления; 5 — топливный бак; 6 — пробка наливной горловины; 7 — фильтр грубой очистки топлива; 8 — топливоподкачивающий насос; 9 насос ручной подкачки топлива; ill — фильтр тонкой очистки топлива; 12 — муфта опережения впрыска топлива (стрелки означают пути движения топлива)

Топливоподкачивающий насос низкого давления поршневого типа установлен на корпусе ТНВД и приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала ТНВД. Под действием кулачка толкатель и поршень совершают ход всасывания, и топливо заполняет пространство над поршнем. Возврат поршня осуществляется под действием пружины. При этом топливо подается через насос ручной подкачки топлива и фильтр тонкой очистки в ТНВД.

Рис. 2. Топливные фильтры грубой (а) и тонкой (б) очистки топлива:
1 — пробка сливного отверстия; 2 — колпак; 3 — успокоитель; 4 — фильтрующий элемент-— корпус фильтрующего элемента; 6 — распределитель топлива; 7 и 10 — болты- 8 — корпус; 9 — сменные фильтрующие элементы; 11 — клапан-жиклер;

Рис. 3. Топливоподкачивающий насос:
1 — корпус насоса; 2 — поршень; 3 — направляющая толкателя; 4 — кулачковый вал МИД с эксцентриком; 5 — толкатель; 6 — нагнетательный клапан; 7—пружина 8 — впускной клапан; 9 — корпус клапана; 10 — крышка

Насос ручной подкачки топлива (рис. 4) поршневого типа предназначен для заполнения топливного фильтра и удаления воздуха из систем питания перед пуском двигателя. Для подкачки топлива отворачивают и вытягивают вверх рукоятку. Одновременно перемещается связанный с рукояткой поршень, и топливо через впускной клапан заполняет полость под поршнем. При нажатии на рукоятку топливо подается к фильтру тонкой, очистки топлива. После подкачки рукоятку снова заворачивают.

Топливный насос высокого давления (ТНВД) (рис. 5) имеет восемь секций, автоматическую муфту опережения впрыска топлива и механический регулятор частоты вращения. В корпусе насоса установлен кулачковый вал, вращающийся в подшипниках. При вращении кулачкового вала усилие передается на роликовый толкатель, прижатый к кулачку пружиной, и далее через регулировочные прокладки на плунжер насосной секции.

Секция насоса состоит из плунжера, гильзы плунжера, поворотной втулки, штуцера, ввернутого в корпус насоса и наг гнетательного клапана с седлом. Гильза и плунжер являются прецизионной парой, распаривание которой не допускается. К верхнему торцу гильзы штуцером прижато седло нагнетательного клапана, который прижат к седлу пружиной. Топливо поступает из топливопровода низкого давления через штуцер к отверстиям гильз насосных секций.

При движении плунжера вниз под действием пружины топливо поступает в подплунжерную полость. При движении плунжера вверх давление в результате закрытия впускного отверстия гильзы возрастает, открывается нагнетательный клапан и топливо по топливопроводу высокого давления подается к форсунке. Движущийся вверх плунжер в это время продолжает сжимать топливо. Как только давление превысит 18,5 МПа, игла форсунки под действием давления топлива преодолеет усилие пружины, поднимется и обеспечит тем самым впрыск топлива в цилиндр двигателя.

Рис. 4. Насос ручной подкачки топлива:
1 — цилиндр; 2 — рукоятка насоса с поршнем; 3 и 5—штуцера; 4 — корпус; 6 — пружина; 7 — нагнетательный клапан; 8 — пластинчатая пружина; 9 — впускной клапан

Рис. 5. Топливный насос высокого давления:
1 и 3—штуцера топливного насоса; 2— вытеснитель топлива; 4 — пружина нагнетательного клапана; 5 — нагнетательный клапан; 6 — плунжер; 7 — гильза плунжера; 8—винт выпуска воздуха; 9— поворотная втулка плунжера; 10 — зубчатый сектор; 11— зубчатая рейка; 12—пружина; 13 — толкатель; 14 — корпус насоса; 15 — ролик толкателя; 16—шарикоподшипник; 17 — кулачковый вал; 18 — регулировочные прокладки; 19 -— крышке насоса; 20 — топливопод-качивающий насос; 21 — муфта опережения впрыска топлива; 22 — муфта привода топливного насоса

По мере движения плунжера вверх его отсечная кромка достигает отверстия в гильзе, что приводит к резкому падению давления в надплунжерной полости, в результате чего нагнетательный клапан под действием пружины опускается и перекрывает подачу топлива к форсунке.

Привод топливного насоса осуществляется от шестерни распределительного вала через приводной валик, который вращается в двух шарикоподшипниках с одинаковой частотой с распределительным валом. Крутящий момент от приводного валика на кулачковый вал насоса передается через муфту, состоящую из ведущей и ведомой полумуфт. Овальные пазы ведущей полумуфты позволяют ведомой полумуфте поворачиваться вместе с автоматической муфтой опережения впрыска и кулачковым валом насоса относительно коленчатого вала двигателя и изменять тем самым начало подачи топлива в цилиндры. Для регулировки начала подачи топлива на корпусе ТНВД и муфты имеются метки.

Регулятор частоты вращения — двухрежимный, устанавливает минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя, равную 600 об/мин, и ограничивает максимальную частоту вращения до 2800 об/мин. В этом диапазоне частоты вращения подача топлива осуществляется водителем через педаль подачи топлива. При частоте свыше 2800 об/мин центробежные силы перемещают грузы регулятора, преодолевая сопротивление пружин, и передвигают рейку топливного насоса, резко уменьшая подачу топлива, в результате чего частота вращения коленчатого вала двигателя снижается.

Автоматическая муфта опережения впрыска топлива состоит из соединенной с приводным валиком ведущей и двух ведомых полумуфт, которые установлены на переднем конце кулачкового вала насоса. При увеличении частоты вращения коленчатого вала под действием центробежных сил грузы расходятся, и ведомые полумуфты поворачиваются относительно ведущей полумуфты в направлении вращения кулачкового вала насоса, Что вызывает увеличение угла опережения впрыска топлива. При уменьшении частоты вращения вала грузы под действием пружины сходятся и поворачивают полумуфты в обратную сторону.

Рис. 7. Регулятор частоты вращения коленчатого вала:
1 — насос высокого давления; 2— верхняя крышка; 3— регулировочный болт; 4 — крышка регулятора; 5 — кулиса; 6 — палец направляющего ползуна; 7 — нижний ползун; 8 — ось кулисы; 9 — ползун углового рычага; 10 — угловой рычаг регулятора; 11 — корпус регулятора; 12 — ось груза; 13 — груз регулятора; 14 н 16 — крестовины; 15 — демпфер; 17 — гайка фиксации крестовины; 18 — упорная шайба; 19 — ось крестовины; 20 — пружины; 21 — тарелка пружины; 22 — рейка топливного насоса

Форсунка состоит из корпуса, к нижнему торцу которого гайкой присоединены проставка и корпус распылителя. Корпус распылителя с иглой составляет прецизионную пару и не может быть распарен. Распылитель имеет сопловых отверстия. Топливо подводится к форсунке от ТНВД через щелевой фильтр, по каналам поступает в кольцевую полость, отжимает иглу и впрыскивается в цилиндр.

Форсунка закрепляется в гнезде головки цилиндра скобой. Торец гайки уплотняют от прорыва газов медной шайбой.

Рис. 8 Автоматическая муфта опережения впрыска топлива.

Рис. 9. Форсунка:

Рис. 10. Система питания двигателя воздухом с автоматической очисткой от пыли воздушного фильтра:
1 — впускная труба: 2 — воздушный фильтр; 3 — воздухозаборник; 4 — крышка фильтрующего элемента; 5 — труба отсоса пыли; 6 — заслонка; 7 — рукоятка заслонки; 8 — эжектор

Топливопроводы низкого давления — пластмассовые, высокого давления — металлические- Топливопроводы присоединяются к приборам системы питания при помощи штуцеров.

Система питания двигателя воздухом. Данная система (рис. 10) включает в себя воздухозаборник, воздушный фильтр и эжектор для отсоса пыли, с заслонкой.

Воздушный фильтр (рис. 11) —двухступенчатый, с инерционной решеткой, автоматическим отсосом пыли и сменным бумажным фильтрующим элементом, состоит из корпуса, фильтрующего элемента и крышки. Крышка крепится к корпусу четырьмя защелками. Воздух через воздухозаборник подается в первую ступень фильтра с инерционной решеткой. В результате резкого изменения направления воздуха в инерционной решетке крупные частицы пыли отделяются и под действием разрежения в патрубке, соединенном с эжектором глушителя, выбрасываются с отработавшими газами в атмосферу. Затем предварительно очищенный воздух поступает во вторую ступень с бумажным фильтрующим элементом, проходя через который оставляет на нем мелкие частицы пыли, и поступает в двигатель. Попадание воды в воздушный фильтр недопустимо, так как при попадании ее в цилиндры двигателя может произойти гидравлический удар, сопровождающийся поломкой деталей кривошипно-шатунного механизма.

В системе питания двигателя воздухом на впускном трубопроводе установлен индикатор засоренности воздушного фильтра, который при засорении фильтра под действием возрастающего разрежения во впускных трубопроводах двигателя сигнализирует о необходимости промывки фильтра или замены бумажного фильтрующего элемента.

Рис. 11. Воздушный фильтр:
1 — воздухозаборник; 2 — распорная пружина; 3 — фильтрующий элемент; 4 — уплотнитель; 5 — крышка; 6 — винт; 7 — защелка; 8 — корпус; 9 — патрубок отсоса пыли; 10 — кронштейн; 11 — воздухопровод двигателя; 12 — шплинт; 13 — центробежный воздухоочиститель; 14 — хомутик

Система выпуска отработавших газов (рис. 12). Она состоит из двух выпускных трубопроводов, двух приемных труб, гибкого металлического рукава, глушителя, на выпускной трубе которого установлен эжектор отсоса пыли. Глушитель представляет собой ряд соединенных последовательно акустических камер, поглощающих энергию отработавших газов.

Рис. 12. Система выпуска газов:
1 — уплотнительное кольцо; 2—приемные трубы; 3— тройник; 4 — задняя приемная труба; 5 — глушитель; 6 — выпускная труба; 7 — рукоятка заслонки; 8— эжектор; 9 — газоотборный патрубок; 10— корпус заслонки; 11 — патрубок отсоса пыли; 12 — пневматический цилиндр вспомогательной тормозной системы; 13 — тормозной механизм вспомогательной тормозной системы (моторный тормоз)

Система электрофакельного подогревателя (рис. 4.23) (термостарт) предназначена для ускорения пуска холодного двигателя прл температуре окружающего воздуха до минус 25 °С. При испарении и воспламенении топлива на электросвечах 4 возникает факел, который подогревает поступающий в цилиндры двигателя воздух.

Свечи ввернуты во впускные трубопроводы и соединены топливопроводами с электромагнитным топливным клапаном. Топливо к клапану подводится из системы питания двигателя.

При нажатии на кнопку включателя термостата напряжение подается на спирали свечей через добавочный резистор термореле, которое установлено в кабине за приборной панелью. Как только свечи нагреваются до необходимой температуры, замыкаются контакты термореле, в результате чего открывается электромагнитный топливный клапан. Одновременно загорается лампа в левом блоке контрольных ламп, сигнализируя о готовности системы к пуску двигателя. При включении стартера топливоподкачиваю-щий насос подводит топливо через электромагнитный клапан к раскаленным свечам, где топливо испаряется и воспламеняется. Одновременно срабатывает термореле, и на спирали свечей подается полное напряжение аккумуляторной батареи. Добавочный резистор термореле при этом отключается. Специальное реле отключает обмотку возбуждения генератора на все время пуска двигателя при помощи термостарта, предохраняя тем самым спирали свечей от перегрева.

Рис. 13. Электрофакельный предпусковой подогреватель дизельного двигателя (термостарт):
1 — топливопровод, идущий к электромагнитному клапану; 2 — топливный насос высокого давления; 3 – впускной трубопровод; 4 — электросвеча; 5 — топливопровод, идущий к свече; 6 — электромагнитный топливный клапан; 7 — термореле, 8 — включатель термостарта; 9 — сигнальная лампа; 10 — реле шунтирования добавочного резистора термореле

Рис. 14. Привод управления подачей топлива:
1 — топливный насос высокого давления; 2 — тяга коррекции пусковых подач; 3— кронштейн крепления тяг; 4 — ручка тяги управления корректором пусковых подач; 5— ручка тяги ручного останова двигателя; 6 — ручка тяги ручного управления подачи топлива; 7—тяга привода ручного останова двигателя; 8—тяга привода ручного управления подачей топлива; 9—педаль управления подачей топлива; 10 — установочный болт хода недали топлива; 11 — пневматический цилиндр; 12 — оттяжная пружина; 13 — промежуточная тяга; 14 — промежуточный рычаг

Привод управления подачей топлива осуществляется водителем от подвесной педали 9 управления подачей- топлива при помощи валика с рычагом через пневматический Цилиндр, промежуточный двуплечий рычаг и тягу к рычагу всережимного регулятора топливного насоса высокого давления.

Управление подачей топлива может также осуществляться при помощи ручки 6 тяги ручного управления, находящейся на кронштейне тяг.

К приборам, узлам и деталям, обеспечивающим подачу топлива в цилиндры дизельного двигателя, относятся: топливный бак, топливоподкачивающий насос с насосом ручной подкачки поршневого типа, фильтры грубой и тонкой очистки топлива, топливный насос высокого давления, топливопроводы из пластмассы — низкого и стальные— высокого давления, форсунки.

Топливоподкачивающий насос засасывает топливо из бака через фильтр грубой очистки, затем нагнетает его через спаренные фильтры предварительной и тонкой очистки в насос высокого давления.

Насос высокого давления, установленный в развале между левым и правым рядами блока цилиндров, приводится в действие шестерней распределительного вала и служит для подачи требуемого количества топлива под большим давлением и в строго определенные моменты времени в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Он состоит из корпуса, кулачкового вала, секций по числу цилиндров, всережимного регулятора частоты вращения коленчатого вала, муфты опережения впрыска топлива и механизма поворота плунжеров. Каждая секция состоит из гильзы с плунжером, нагнетательного клапана и роликового толкателя.

Рис. 15. Секция топливного насоса высокого давления:
1 — кулачковый вал, 2 — роликовый толкатель, 3 — пружина, 4 — плунжер, 5 — гильза плунжера, 6 — корпус насоса, 7 — штуцер топливопро-ода высокого давления, 8 — нагнетательный клапан, 9 — винтовая канавка плунжера, 10 — механизм поворота Плунжера

Рис. 16. Форсунка:
1 — распылитель, 2— гайка распылителя, 3— проставка, 4 — штанга, 5 — корпус, 6 — уплотнительное кольцо, 7 — штуцер, 8 — фильтр, 9 — втулка фильтра, 10 и 11 — регулировочные и опорная шайбы, 12 — пружина, 13 — кольцевая полость, 14 — игла

При движении плунжера вниз пространство над ним через отверстия гильзы заполняется топливом от подкачивающего насоса под давлением 0,16—0,17 МПа.