Литол и солидол разница: Литол и солидол — в чем разница

Литол и солидол — в чем разница


Если спросить любого человека, какие смазки для обслуживания механизмов самые известные, наверняка в ответ услышите – литол и солидол.


Что же собой представляют эти материалы? Чем отличается литол от солидола и от других смазок? Что можно смазывать солидолом и литолом?


Попытаемся ответить на эти вопросы в данной статье.




Солидол – одна из первых пластичных смазок, разработанных в 20-х годах XX века для обслуживания узлов автомобильной и сельскохозяйственной техники.


Состав, представляющий собой однородный состав от светло-желтого до темно-коричневого цвета, получают путем загущения индустриальных масел кальциевыми мылами. Верхний порог рабочих температур составляет около +70 °C.


Существуют две разновидности солидолов:


Этот материал использовался повсеместно долгие годы. Благодаря низкой стоимости, универсальности, хорошей влагостойкости, даже в наши дни он все еще находит себе применение.  


Пластичная смазка оказалась настолько популярной, что не только механики, но и рядовые автолюбители стали называть солидолом любую пластичную смазку для автомобильных и промышленных применений.


Главный недостаток солидола – очень низкий порог верхних рабочих температур. Уже при +80 °C смазка разрушается и перестает выполнять свои защитные функции.


Пластичная смазка литол была разработана в Советском Союзе в 70-80-х годах XX в как материал, который со временем призван полностью заменить солидол.


В качестве основы литола используется минеральное масло, загущенное литиевыми мылами стеариновых кислот. Такой загуститель позволил расширить диапазон эксплуатационных температур – смазка отлично работает до +120…+130 °C.


Наиболее известным и универсальным материалом из серии является Литол-24. Присадки, которые содержит этот состав, предотвращают процесс ускоренного окисления смазки. Консистенция, несущая способность, водооталкивающие свойства и многие другие характеристики материала оказались достаточными для возможности его применения в большинстве узлов современных механизмов. 


В настоящее время Литол является, пожалуй, самой универсальной и многофункциональной смазкой для механизмов, работающих в обычных условиях эксплуатации.


Итак, со времен СССР в России остаются самыми популярными смазками литол и солидол. В чем разница между этими материалами?


Разобраться в смазках, что лучше – литол или солидол – можно, если знать их состав и свойства, которые придают смазкам их компоненты.


Основные особенности и различия материалов объясняются разным типом используемого загустителя.


Повышение термостойкости состава – заслуга именно литиевого мыла, применяемого вместо кальциевого в солидоле. Литол обладает также более высокими антикоррозионными свойствами.


Зато, если сравнивать оба состава, кальциевый солидол лучше противостоит вымыванию водой. Он также характеризуется меньшей химической активностью и может использоваться с теми конструкционными материалами (например с алюминием и другими цветными металлами), для которых литиевые смазки губительны.


Нельзя не отметить такой параметр как пластичность. Если сжать в одной руке литол, а в другой солидол, то первый материал размажется, а второй будет хорошо продавливаться между пальцами.


В отличие от солидолов, в составе литолов отсутствуют компоненты, агрессивные по отношению к большинству резин. Именно поэтому эти материалы часто применяют в узлах, контактирующих с резиновыми манжетами, сальниками, уплотнителями.


Таким образом, несмотря на явные преимущества литола по некоторым параметрам, разница в эксплуатационных свойствах не позволила литолам полностью вытеснить солидолы. Каждый из этих материалов по-прежнему используется, за каждым остались свои области применения.


Заметим, что чисто кальциевые смазки сейчас используются редко. На смену им пришли материалы на основе комплексных кальциевых мыл. Новые составы лишены недостатков, присущих литолам и характеризуются очень высокими рабочими свойствами.


Солидол часто применяется для смазывания шарниров и других узлов трения устаревшей техники, которая не испытывает больших нагрузок и работает на невысоких скоростях.


Литол выдерживает более жесткие режимы, поэтому активно применяется в узлах современной техники.


В то же время ограничения, касающиеся той или иной смазки, накладывают определенные границы на ее применения в отдельных областях.


Так, например, литол не рекомендуется использовать на алюминиевых поверхностях, поэтому если есть альтернатива – использовать там солидол или литиевую смазку – лучше выбрать первый вариант.


Солидол незаменим там, где требуется хорошая защита от воздействий окружающей среды – влаги, пыли, грязи, солнца, ветра. Именно поэтому его применяют в качестве консервационной смазки, а также для сельскохозяйственных механизмов и дорожной техники.  


Рассмотрим подробнее применение каждого материала на примерах узлов автомобильной техники.

В конструкции этих элементов предусмотрены пыльники, изготовленные с применением пластмасс или резин. Кальциевые составы агрессивны по отношению к этим материалам, поэтому в шаровых опорах подвески повсеместно используется литолы.




Шарниры равных угловых скоростей испытывают достаточно высокие нагрузки. Чтобы в них не попадали пыль, грязь и другие абразивы, в их конструкции предусмотрены пыльники, которые выполняются из пластмасс.


Поскольку солидол несовместим с пластиками, то применять его в ШРУСах нельзя. Литиевые смазки неагрессивны к пластикам, поэтому могут применяться в этих узлах, хотя там и желательны смазки с более высокой несущей способностью.

В ступичных подшипниках отсутствуют резиновые или пластмассовые элементы. Тем не менее в процессе движения автомобиля этот узел испытывает значительные нагрузки и может сильно нагреваться. Поэтому и в ступицу рекомендуется закладывать не солидол, а литол.




В конструкции шестерен и зубчатых колес пластиковые или резиновые элементы отсутствуют, поэтому их можно смазывать как литолом, так и солидолом. Это касается зубчатых передач открытого типа.


В закрытых же передачах помимо шестерен и зубчатых колес, могут быть установлены сальники, для которых солидол губителен.


Как видим, в современной автомобильной технике применение солидола нежелательно или нецелесообразно, а порой, и категорически недопустимо. В то же время, для применений на устаревшей технике, на другом оборудовании, а также в качестве смазок для консервации солидол часто оказывается незаменим.


Литол же – универсальная смазка для большинства автомобильных механизмов.

В чем разница между солидолом и литолом и какую смазку выбрать

Многие автомобилисты, механики, техники, впервые столкнувшись с необходимостью смазывания узлов, слышат, что нужно купить литол или солидол. Именно этим смазки применяются в нашей стране уже более 30 лет, недорогие и легко доступные. В то же время дать ответ на вопрос, в чем разница между солидолом и литолом, способны далеко не все специалисты. Обе марки используются для смазывания узлов качения, скольжения, а также трущихся поверхностей машин и механизмов. Свойства этих смазок во многом схожи, но только в том случае, если речь не идет о повышенном нагреве или высоких скоростях движения. Так чем же солидол отличается от литола? В этой статье мы ответим на вопрос, а также проясним, когда какой состав лучше использовать.

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ СОЛИДОЛОМ И ЛИТОЛОМ ПО СОСТАВУ?

Обе смазки имеют одинаковую основу. По составу литол и солидол представляют собой продукты перегонки сырой нефти (нефтяные масла), которые загущены мылами и снабжены пластификаторами для улучшения характеристик. Нефтяные масла — это легкотекучие жидкости: они сами по себе имеют смазывающий эффект, снижающий трение. Но они очень легко стекают с поверхностей металла, оставляя только тонкую масляную пленку, не способную компенсировать активное трение в процессе движения без постоянного поступления к рабочему узлу. Для того, чтобы использовать полезные смазывающие свойства нефтяных масел, к ним добавляют загустители, делающие их густыми и пластичными, а также присадки — вещества, предотвращающие коррозию обработанных поверхностей и снижающие агрессивность смазок к другим продуктам органического синтеза.

Чем отличается солидол от литола? В качестве загустителей используются мыла – растворимые соли насыщенных жирных кислот. Свойства используемого при производстве смазок мыла значительно отличаются в зависимости от того, какой металл послужил основой омыливающей жир соли. Именно в этом, то есть химическом составе, и кроется различие двух рассматриваемых смазок и позволяет ответить на вопрос, что лучше литол или солидол?

Солидол

Солидол был изобретен в первой половине ХХ века. Это был этап бурного развития механических машин и механизмов. В основу было положено имевшиеся в достаточном количестве побочные продукты перегонки нефти – масла, в которые для придания пластичности добавлялось кальциевое мыло. Достигнутый результат был революционным для своего времени. Солидол приобрел такие свойства, как:

— высокая пластичность;
— консистентность;
— устойчивость к вымыванию водой;
— длительно сохраняющийся смазывающий эффект;
— относительная термоустойчивость при эксплуатации в легко нагруженных трущихся узлах.

Однако у этого смазочного материала были и недостатки:

— Низкая устойчивость к высоким температурам. При нагреве выше 70-80 °С солидол расплавляется и стекает.
— Способность вступать в реакцию с резиной и пластиками, из которых изготавливаются уплотнители и сальники.
— Затвердевание при низких температурах (ниже -30 °С) с утратой смазывающих свойств.

Упомянутые недостатки и растущие в процессе эксплуатации нагрузки вынудили искать замену. В чем разница между солидолом и литолом и почему именно последняя смазка чаще используется для высоконагруженных узлов?

Литол

К 70-80 годам химическая промышленность вышла на новый уровень. Начали в большом количестве появляться синтетические смазки. Но и продукты на основе природных масел не утратили актуальности. Была разработана новая смазка – литол. В чем разница между литолом и солидолом? То же нефтяное масло и мыло. Только вместо кальциевого в производстве литола используется литиевое мыло. Это принципиально изменило свойства смазки. Она приобрела новые температурные и механические свойства:

— Более высокую устойчивость к высоким температурам (до 125-130 °С).
— Устойчивость к высоким механическим нагрузкам (прочность более 600 Па).
— Сохранение пластичности при низких температурах (до -50-60 °С).

Широкое распространение получили следующие серии литолов:

ЦИАТИМ 201 и 202 – смазка, предназначенная для низконагруженных узлов и механизмов, работающих в температурном диапазоне от -50 до +100 °С. Широко используется в электротехнике.

ЦИАТИМ 203 – имеет гораздо более высокие эксплуатационные характеристики. Предел положительных температур, при которых работает смазка, повышен до +130 °C.  В состав вводятся присадки, защищающие от коррозии и преждевременного износа. В отличие от солидола литол хорошо подходит для подшипников и тяжело нагруженных соединений. Улучшены водоотталкивающие свойства.

Литол-24 – по механическим свойствам близок к ЦИАТИМ 203, но, благодаря новым присадкам, предотвращает окисление трущихся поверхностей. В процессе эксплуатации теряет менее 5 % объема, приходящегося на испарение масел.

Что же лучше солидол или литол? Существенным недостатком всех литолов является агрессивность в отношении алюминия, который они разъедают. Кроме того, литолы более восприимчивы к влаге и быстрее вымываются водой.

СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОТ КОМПАНИИ «МСК»

Ответить на вопрос, в чем разница между солидолом и литолом, а также проконсультировать относительно использования смазок, смогут специалисты нашей компании. Мы уже более пяти лет занимаемся производством высокотемпературных консистентных смазок, в том числе солидола и литола.

Обе марки подходят для подшипников качения и скольжения, а также обработки любых трущихся поверхностей, нуждающихся в защите от задиров. Наши смазочные материалы обеспечивают защиту от коррозии, предотвращают заедания, отводят излишек тепла, уменьшают износ деталей.

Мы рекомендуем выбрать солидол, если необходимо закладывать смазку в открытые узлы или детали, подверженные контакту с водой. Эта смазка практически не вымывается, что обеспечивает надежную защиту поверхностей. Литол лучше всего подходит для высоконагруженных узлов, которые работают при высоких температурах. Благодаря эксклюзивной рецептуре нам удалось повысить температуру каплепадения смазки до 250 °C. Наш Литол-24 широко используется предприятиями из Актау, Атырау, Актобе, Астаны и других городов Казахстана и получил несколько наград за уникальные свойства и высокое качество.

«МСК» обеспечивает доставку смазочных материалов во все города Казахстана. Напишите нам, чтобы получить оптовый прайс и узнать, какие условия поставки мы можем вам предложить!

Разница между белой литиевой смазкой и силиконовой смазкой

Bisley International Часто задаваемые вопросы

Мы используем множество различных типов консистентных смазок и промышленных смазочных материалов в наших домах. Вы можете найти их на дверных петлях, гаражных воротах, электрических компонентах, автомобилях и тяжелой технике. Когда вы должны использовать каждый из них? Консистентные смазки? Распылить смазку? Прочитайте эту статью и узнайте.

Белая литиевая смазка

Смазка представляет собой смесь мыла с растительным или минеральным маслом. Отличительной чертой смазки является то, что она имеет высокий уровень липкости при использовании на поверхностях.

Смазочные материалы на основе лития используются в автомобилях и других машинах. Не рекомендуется использовать их на пластиковых деталях. Поскольку литий производится на основе нефти, он ускоряет разрушение резиновых и пластиковых компонентов. Смазка на литиевой основе выдерживает высокие температуры и идеально подходит для автомобилей, тяжелой техники и оружия.

Белая литиевая смазка отталкивает воду и является распространенным вариантом для не очень требовательных деталей. Он включает в себя дверные петли и сдвижные панели люка. Кроме того, это помогает предотвратить коррозию и ржавчину. Тем не менее, будьте осторожны с количеством, которое вы используете, потому что он собирает пыль и грязь, что может свести на нет его цель. Рассмотрите возможность использования сухой смазки, если вы не хотите, чтобы она притягивала пыль.

Силиконовая смазка

Композиция силиконовой смазки, водостойкая, производится путем смешивания силиконового масла с загустителем, а именно аморфным пирогенным кремнеземом. Сочетая эти два компонента, смазка получается в виде клейкой пасты белого цвета. Специализированные смазки производятся из фторированных силиконов.

Если вам нужна смазка, которая не повредит пластиковые и резиновые детали, лучше использовать силиконовую смазку. Обычно вы можете найти его в двух разных формах: силиконовая смазка и силиконовый спрей. Эти смазки хорошо работают на любой поверхности, но они не выдерживают высоких температур; они не рекомендуются для деталей автомобилей, которые работают с экстремальными температурами.

Водостойкие и в некоторых составах нетоксичные. Силиконовая смазка остается на месте даже при погружении в воду. По этим причинам они обычно используются для сантехнических и стоматологических инструментов. Силиконовые смазки имеют широкий спектр применения, от автомобильных дверей до презервативов. Тем не менее, когда дело доходит до личных целей, многие предпочтут смазки на водной основе.

Как насчет масла

Растительное масло или проникающее масло могут очистить ржавые детали, такие как болты и винты. Его называют проникающим маслом из-за его способности проникать в узкие зазоры между деталями. Тем не менее, их не следует использовать в качестве универсальной смазки или для предотвращения коррозии. Он основан на довольно летучей смеси, а это значит, что большая ее часть быстро испарится. Его летучесть также может быть опасной при неправильном обращении с продуктом.

Заключение

Когда высокие температуры и попадание воды не являются проблемой, белые литиевые и силиконовые смазки можно использовать для одних и тех же целей: дверных петель автомобилей, гаражей и т. д. Обе имеют тенденцию собирать пыль и грязь, поэтому будьте осторожны при применении .

Проникающее масло не следует путать со смазками, упомянутыми выше. Этот вид смазки лучше всего подходит для освобождения деталей, застрявших от ржавчины или пыли. Выбор правильной смазки имеет решающее значение для достижения наилучших результатов и увеличения срока службы тех участков, на которые вы ее нанесли.

Bisley International является ведущим поставщиком литиевых смазок и присадок к смазочным материалам .

Выбор смазки: литиевая или литиевая комплексная

Согласно недавнему исследованию производства пластичных смазок NLGI, примерно 70 процентов продаваемых во всем мире смазок основаны либо на простом литиевом мыле, либо на литиевом комплексном загустителе. Вы можете спросить: «Почему эти типы загустителей так популярны?» и «Как мне решить, какой из них лучше всего подходит для моего приложения?» В этой статье мы дадим ответы на эти и некоторые другие вопросы.

Во-первых, обратимся к исторической перспективе. Кларенс Э. Эрл, американский инженер-химик, 3 марта 1942 года получил патент США № 2 274 675 на изобретение под названием «Смазка, содержащая соли лития». Это первое описание в патентной литературе смазки на основе простых литиевых мыл. Хотя мыла, описанные в патенте, обычно используются для производства смазок на основе литиевого мыла сегодня, литиевые смазки, описанные Эрлом, открыли новую эру в индустрии смазочных материалов.

Смазки на основе литиевого мыла обладают многими улучшенными свойствами по сравнению с другими мылами щелочных металлов, существовавшими в 1942 году. устойчивость к сдвигу и хорошая способность к перекачиванию).

Хотя они более дороги в производстве, чем другие типы смазок, смазки на основе литиевого мыла имеют так много преимуществ по сравнению с загустителями на основе натриевого и кальциевого мыла, что дополнительные затраты компенсируются улучшенными характеристиками.

Литиевые комплексные смазки были разработаны в конце 1940-х годов. Патент США 2 417 428 был выдан Лестеру В. МакКленнану 18 марта 1947 года. Это один из первых патентов, описывающих комплексные мыльные смазки. Однако только в начале 1980-х годов смазки на литиевом комплексе вышли на рынок в больших объемах и начали вытеснять простые литиевые мыльные смазки, которые были основой отрасли с 1950-х годов.

Литиевые комплексные смазки обладают многими свойствами простых литиевых мыльных смазок, а также имеют более высокие температуры каплепадения, что позволяет использовать эти смазки при более высоких температурах. Сравнение свойств продуктов по отношению к загустителю приведено в таблице 1.

Температура каплепадения смазок на основе литиевого комплекса выше, чем у смазок с простым литиевым мылом из-за присутствия второго компонента-загустителя, известного как комплексообразующий агент. В современных смазках на основе литиевого комплекса обычно используется бифункциональная карбоновая кислота с более короткой цепью, такая как азелаиновая кислота или адипиновая кислота.

Литиевая соль этих материалов обычно присутствует в значительно меньшей пропорции по сравнению с простым загустителем литиевого мыла. Альтернативным материалом, используемым в качестве комплексообразователя, является борная кислота. Использование этого материала также приводит к повышенной температуре каплепадения.

Механическая стабильность, также известная как устойчивость к сдвигу, представляет собой способность смазки сохранять консистенцию при воздействии механических сил сдвига. Простые литиевые смазки обладают хорошей устойчивостью к разрушению из-за сдвига, а комплексные литиевые смазки также обладают хорошей устойчивостью к сдвигу. Это свойство делает как простые литиевые, так и комплексные литиевые смазки популярными для использования в широком диапазоне применений.

Водостойкость простых литиевых и комплексных литиевых смазок связана с растворимостью загустителя. Гидроксид лития имеет ограниченную растворимость в воде (около 10%), ограниченной растворимостью обладают и загустители на его основе. Это обеспечивает хорошую стойкость как к мытью водой, так и к водопоглощению.

Хотя другие типы загустителей (кальциевые, бариевые) обладают лучшей водостойкостью по сравнению с литиевыми и литиевыми комплексными загустителями, у этих продуктов есть недостатки, которые делают их менее желательными для многих применений. Кроме того, свойства водостойкости простых литиевых и литиевых комплексных смазок могут быть повышены за счет добавления полимерных добавок в небольших концентрациях.

Маслоотделяющие свойства смазки связаны как с смазывающей способностью продукта, так и со стабильностью при хранении.