Масло летнее и зимнее: Что нужно знать про зимние и летние моторные масла и как выбрать правильное?

Содержание

как их различить? — Kolesa.kz || Почитать

Моторное масло играет важную роль в долговечности двигателя. Тем не менее многие автомобилисты не придают особого значения выбору подходящего состава, своевременной замене, и даже значения индексов вроде 10W-40 являются для них загадкой. Давайте разбираться, о чём говорят буквы и цифры на канистрах моторного масла.

Вязкость масел

Собственно, начнём мы как раз с тех самых цифровых значений, разделённых буквой W. Обозначают они вязкостно-температурные характеристики моторного масла. Классифицировать таким образом составы предложило Сообщество автомобильных инженеров (SAE).

Согласно стандарту SAE J300, масла могут быть летними, зимними и всесезонными. Летние обозначаются только числом (SAE 30, к примеру), зимние — числом с буквой W (SAE 5W), ну а всесезонные совмещают оба варианта и подписываются как 5W-30,10W-40,0W-20 и т. д. В наших краях чаще всего встречаются именно всесезонные масла.

Что означают эти буквы и цифры?

Первая часть индекса (5W) говорит о низкотемпературной вязкости масла. Пятёрка в данном случае значит, что двигатель будет корректно смазываться при температуре до —30 °С. Если же мы видим на канистре 10W, то нижний порог составляет —25 °С. Вывести температуру, исходя из индекса, на самом деле просто: нужно лишь отнять от первого числа 35. 5 — 35 = —30.

Второе число (30) — высокотемпературная вязкость. В него вкладывается целый ряд параметров, включая минимальную и максимальную вязкость масла при 100 °С. Чем больше значение, тем выше вязкость, т. е. масло гуще. Принято считать, что при выборе этого параметра следует учитывать пробег двигателя. Для примера: в новый мотор стоит лить 20 или 30, а в агрегаты постарше — 40 и выше.

Типы масел: минералка, полусинтетика и синтетика

Согласно классификации Американского института нефти API, все базовые масла делятся на пять групп, из которых первые три получаются непосредственно из нефти и зовутся минеральными, а оставшиеся две — синтетика, производимая при помощи органического синтеза. Отсюда и название.

В продаже можно найти составы как на минеральной и синтетической основах, так и их смеси, которые зовутся полусинтетикой: они являются наиболее популярными и подходят для большинства современных автомобилей, при этом стоят дешевле синтетических и значительно превосходят минеральные по большинству параметров.

Классификации API, ILSAC, ACEA

Помимо указания вязкости и типа моторного масла на канистрах порой можно встретить и другие непонятные литеры вроде API CF, ILSAC GF-5, ACEA A3. Они обозначают соответствие составов стандартам различных комитетов, институтов и ассоциаций в мире. API, как мы уже упоминали выше, — Американский институт нефти, ILSAC — Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел, ACEA — Ассоциация европейских автоконструкторов.

API. Согласно американским стандартам, масла для автомобилей обозначаются как API SM, API CF и API SM/CF. Первая буква — тип двигателя:

  • S (spark ignition) — бензиновый;
  • C (compression ignition) — дизельный.

Вторая буква говорит об эксплуатационных характеристиках смеси: чем она дальше по алфавиту, тем лучше качество масла и тем более современным является состав. На данный момент разработчики дошли до литеры P в случае с бензиновыми моторами и K — для дизельных.

Индексы API с буквами от A до H считаются устаревшими. Самым свежим из них (H) обозначаются составы, которые не подходят для использования в бензиновых моторах, выпущенных после 1996 года.

Дробное обозначение вроде API SM/CF говорит о том, что моторное масло подходит как для дизельных, так и для бензиновых двигателей, но предпочтительно использовать его именно в последних.

ACEA — европейский аналог американской классификации API. Она также разделяет масла по типу топлива, где A предназначается для бензиновых двигателей, а B — для дизельных. Правда, на сегодняшний день почти все составы имеют оба допуска и обозначаются как A/B c цифровыми приписками:

  • A3/B3 — масла со стабильной вязкостью для высокофорсированных двигателей;
  • A3/B4 — масла, аналогичные А3/В3 и применимые в дизельных двигателях с непосредственным впрыском;
  • A5/B5 — масла с высокими энергосберегающими свойствами.

Также есть категории C и E. Первая предназначена для авто с сажевыми фильтрами, а вторая — для тяжёлой техники вроде экскаваторов и тракторов, к примеру.

Классификация ILSAC дополняет и ужесточает требования API. Чтобы соответствовать стандарту, моторные масла должны вдобавок способствовать экономии топлива, содержать минимальное количество фосфора, иметь меньшую склонность к пенообразованию и ряд других свойств. Согласно ILSAC, составы делятся на семь классов, обозначаемых буквами GF и цифрой. Примечательно, что масла, соответствующие самым жёстким требованиям GF-6B, являются неприменимыми во многих двигателях. Стандарт распространяется только на составы с SAE 0W-16.

Рекомендации автопроизводителя

Помимо целого вороха различных международных классификаций моторные масла имеют и одобрение конкретных автопроизводителей. Обычно это буквенно-цифровой код, который можно найти прямо в названии брендированного масла. Для примера: Renault именует свои стандарты литерами RN и цифровым кодом вроде 710, Mercedes-Benz применяет индексацию, похожую на MB 229. 51.

Порой информацию о соответствии можно найти на обратной стороне канистры в виде строки с надписью Approved for и списком марок.

Фактически соответствие продукции требованиям конструкторов — самый простой способ подбора моторного масла. Узнать, какой состав рекомендует производитель, проще простого. Данные содержатся в руководстве пользователя к автомобилю. Если его под рукой нет, то ответ можно поискать в Сети, в том числе на сайтах производителей масла. Немало из них предлагают сейчас услуги по подбору моторного масла онлайн.

На рынке можно встретить и масла, которые продаются под брендом конкретных автомобильных марок. Отметим, это вовсе не означает, что UAZ, к примеру, самостоятельно производит моторное масло. Его делает компания Лукойл

Важно: при рассмотрении масла, одобренного автопроизводителем, важно не забывать и об условиях эксплуатации и подбирать значение вязкости SAE исходя из них.

Итого о выборе масла

  1. Перед покупкой выясните, какой тип моторного масла одобрен заводом для двигателя в вашем авто.
  2. Выберите нужный показатель вязкости по SAE. Он должен находиться не только в рекомендованном производителем диапазоне, но и соответствовать условиям эксплуатации и пробегу машины.
  3. Выберите тип масла: синтетическое, полусинтетическое или минеральное. Синтетика — дорогая, но сохраняет заявленные свойства дольше и, соответственно, менять его можно реже, а минералка — дешёвая, но и замены требует чаще.

Ещё по теме

  • Пять советов, как и чем заправить автокондиционер и избежать развода

    |

    |
    72.9K

    0

  • Как «прикурить» автомобиль правильно

    |

    |
    20. 0K

    1

  • Сколько стоит установка ГБО

    |

    |
    73.5K

    19

  • Кто ответит за сосульку, упавшую на машину

    |

    |
    12.0K

    3

какое заливать летом, а какое – зимой


Лет 30 назад моторные масла действительно делились на летние и зимние. Первые чаще всего изготавливались в странах бывшего СССР, на старом оборудовании, на основе дешёвых в производстве минеральных масел. Качественная зимняя смазка хлынула в Россию из-за границы после открытия «свободной торговли». Что же происходит на рынке автохимии сейчас?


Ни для кого не секрет, что если залить первое попавшееся масло или бездумно последовать совету соседа, то можно причинить серьёзный вред мотору. Поэтому к выбору надо отнестись ответственно. К летним маслам, эксплуатируемым в теплое время, требований предъявляется значительно меньше. Зато зимой, в лютые морозы, двигатель наиболее разборчив к качеству смазки.


При запуске масло должно прокачаться по двигателю. Чем быстрее это произойдет, тем лучше – ведь некоторое время мотору приходится работать практически на сухую. А когда внутри двигателя металл трется об металл, ничего хорошего ждать не приходится. Поэтому чем меньше вязкость смазки во время холодного пуска, тем лучше. Но тут важно соблюдать баланс, так как слишком густому моторному маслу будет тяжелее растечься по всем деталям. Впрочем, обо всём по порядку.


«Минералка» vs «синтетика»


Главные свойства моторного масла зависят от его «базы». Это основа, в которую также добавляется пакет специальных присадок. Указанное базовое масло может быть минеральным, полусинтетическим и синтетическим.


Минеральное (сделанное непосредственно из нефти) считается наиболее доступным вариантом по цене, однако при этом период сохранения полезных свойств в процессе эксплуатации, а также ряд других характеристик находится на самом низком уровне. В частности, этот вид смазки на морозе превращается в «кисель», так что на зиму оно категорически не подходит. Из плюсов: минеральное масло очищает двигатель от нагара и осадка медленно и постепенно, отслаивая «мусор» небольшими частями. Затем при замене он просто выводится с отработкой.


Вслед за минеральными моторными маслами на рынок автомобильной химии пришли более совершенные – синтетические, основанные на продуктах переработки нефти и улучшенные за счёт добавления различного рода присадок. Синтетика рассчитана на разные температуры и не теряет своих рабочих свойств при нагреве или охлаждении двигателя. Но если ранее в двигателе использовалась некачественная или неподходящая смазочная химия, и он изнутри покрыт затвердевшим осадком и нагаром, то при переходе на синтетику высокого качества может произойти быстрое отслоение «мусора», вследствие этого масляные каналы и фильтр будут забиты. А после вообще придётся отдавать двигатель в ремонт… Поэтому если не известно, что заливалось раньше и сколько тысяч километров проехали без замены, то лучше сначала залить в мотор очищающую жидкость, а уж потом новое масло, и несколько последующих циклов совершать замену чаще, чем рекомендуется производителем.


Третий вид масел – полусинтетические. Они являются промежуточным звеном между доступной «минералкой» и дорогой «синтетикой». Это натуральная основа с добавлением искусственно созданных соединений. Полусинтетика обладает большей устойчивостью к смене температур, но это масло в двигатель на зиму тоже не подходит, так как порог низких температур находится слишком высоко, если смотреть по столбику термометра.


Летнее vs зимнее


Итак, с видами масел определились, теперь поговорим о не менее важной характеристике – вязкости. При работе двигателя его внутренние узлы трутся друг о друга с огромной скоростью, что влияет на их нагрев и износ. Чтобы этого не случилось, важно наличие специальной защитной прослойки в виде масляной смеси. Также она играет роль герметика в цилиндрах. Густое масло имеет повышенную вязкость, оно будет создавать дополнительное сопротивление деталям при движении, увеличивая нагрузку на двигатель. А достаточно жидкое попросту будет стекать, увеличивая трение деталей и изнашивая металл.


С учетом того, что любое масло густеет при отрицательных температурах и разжижается при нагреве, Американское сообщество автомобильных инженеров разделило все масла по вязкости на летние и зимние. Согласно классификации SAE, летнее моторное масло
обозначалось просто цифрой (5, 10, 15, 20, 30, 40, 50, 60). Указанное значение отображает вязкость. Чем большей оказывается цифра, тем более вязким является летнее масло. Соответственно, чем выше температура воздуха летом в данном регионе, тем с большим показателем нужно было покупать масло, чтобы оно оставалось достаточно тягучим в жару.


К группе зимних смазочных материалов принято относить продукты по SAE от 0W до 20W. Буква W является сокращением от английского слова winter – зима. А цифра также, как и с летними маслами, указывает на их вязкость, и говорит покупателю о том, какую самую низкую температуру сможет выдержать масло, не нанеся вреда силовому агрегату (20W – не ниже -10°С, самое морозостойкое 0W – не ниже -30°С).


Сегодня четкое деление на масло для лета и зимы отошло на задний план. Другими словами, исчезла необходимость менять смазку с учетом теплого или холодного сезона. Это стало возможным благодаря так называемому всесезонному моторному маслу. В результате отдельные продукты только для лета или для зимы сейчас практически не встречаются в свободной продаже. Всесезонное масло имеет обозначение типа SAE 0W-30, являясь своеобразным симбиозом обозначений летнего и зимнего масла. В таком обозначении имеются два числа, определяющие вязкость. Первая цифра указывает на вязкость при низких температурах, а вторая на вязкость при высоких.


Как выбрать самое лучшее моторное масло


Первым делом, выбирая моторное масло для автомобиля, следует прислушаться к рекомендациям производителя. Найти информацию по разрешенному маслу можно в сервисной книге, которая предоставляется к каждой машине. В ней автопроизводитель устанавливает, какое масло лить зимой и летом в данную модель автомобиля.


Если же сервисная книжка по каким-то причинам отсутствует, либо информация в ней не актуальна (например, такие марки устарели и больше не производятся), жидкость придётся выбирать, основываясь на параметрах автомобиля и допусках. Не стоит опираться на советы знакомых и продавца в магазине. В профессионализме продавца магазине нельзя быть уверенным. А у вашего приятеля может быть другая машина. Для его автомобиля масло подходит, а для вашего может оказаться губительным.


Чтобы самостоятельно определить, какое масло лучше подойдет именно вашей модели автомобиля, нужно учесть состояние мотора и пробег. С увеличением пробега, у двигателя изменяются требования к густоте смазочной жидкости. И рекомендуется применять масло с более высоким индексом высокотемпературной вязкости. Иными словами, в изношенные моторы, лучше не лить слишком жидкое масло – за счет увеличенных зазоров, смазочная пленка будет стекать с деталей. Кроме того, когда автомобиль переходит отметку в 60-70 тысяч, рекомендуется переходить с синтетики на полусинтетику. Это вызвано снижением эксплуатационных характеристик мотора.


Ещё одной важной характеристикой в подборе смазочной жидкости является допуск. Это специальная маркировка на канистре, означающая, что масло прошло внутреннюю сертификацию у производителя автомобиля и разрешено им для использования в моторах. Стоит отметить, что сертификации API и ACEA не являются обязательными для прохождения перед попаданием материала на полки магазина, но обычно качественные смазочные вещества хотя бы одну из них всегда проходят, чем и отличаются от остальных.


Согласно американскому стандарту (API), масла с маркировкой «C» подходят для дизельных двигателей, с маркировкой «S» – для бензиновых, «S/C» – универсальная жидкость. Вторые буквы на маркировке, говорят о качестве. Чем ближе к концу алфавита, тем позже была принята спецификация, а значит и жидкость лучше. Идеальный вариант – SM или CI классы.


ACEA – это аналог API, только европейский. В нём всё практически точно так же. Только буквы другие: «A» – бензин; «B» – дизель; «C» – универсальный класс; «E» – масла для грузовиков. Вместо второй буквы для расшифровки спецификации указывается цифра. Чем она больше, тем позднее принята, а значит лучше.


Подобрать правильное моторное масло –  задача довольно сложная. К ней нужно подходить максимально осторожно и тщательно. Важно помнить, что лучше подольше повыбирать, нежели потом менять смазочное вещество или же делать ремонт машины, так как, работая на некачественном или неподходящем материале, она быстро выйдет из строя.

Стоит ли менять моторное масло летом?

Рассчитать цену на открытом воздухе

Закрыть

Замена масла

  • 1 августа 2018 г.

Брюки к шортам. Горячий шоколад к кофе со льдом. Нагреть до кондиционера. Летом ты многое меняешь местами. Следует ли вам также выбрать другой тип моторного масла при следующей замене масла? Существует давнее убеждение, что вы должны это делать, но это убеждение может быть скорее вымыслом, чем фактом.

Универсальное моторное масло, адаптирующееся к температуре

Благодаря достижениям в технологии моторных масел большинству автомобилей больше не требуется один тип моторного масла зимой и один тип моторного масла летом. Однако выбор разных типов моторных масел для разных сезонов был обычной практикой.

Это связано с тем, что раньше обычное моторное масло имело только одну вязкость или густоту. Его называли «односортным» моторным маслом. Водители будут использовать зимнее масло в холодную погоду, поскольку оно было разработано таким образом, чтобы быть жидким и легче течь при низких температурах. Летом они меняли зимнее масло на более густое, так как при высоких температурах масло разжижается.

Однако сегодня большинство моторных масел являются всесезонными или мультивязкими. Они предлагают более широкий диапазон защиты от температур круглый год.

Многовязкое масло содержит специальные присадки, которые расширяются при нагревании масла и сужаются при охлаждении. Это помогает маслу разжижаться при низких температурах, а затем густеть при жаре, давая вашему двигателю именно то, что ему нужно, и когда ему это нужно.

Больше нет необходимости каждый сезон выбирать разные сорта масла. Всесезонное моторное масло адаптируется на вас!

Но замена масла по-прежнему необходима

Несмотря на то, что летом нет необходимости менять сорта масла, вы все равно должны инвестировать в регулярную замену масла. Свежее, чистое масло оптимизирует работу вашего автомобиля, правильно смазывая детали двигателя и поддерживая двигатель в рабочем состоянии — независимо от сезона.

Вашему автомобилю может понадобиться свежее моторное масло, если:

  • Масло выглядит темным и шероховатым.
  • Ваш двигатель работает громче, чем обычно. (Это может указывать на то, что детали двигателя начинают тереться друг о друга, что может привести к преждевременному износу двигателя.)
  • Индикатор Check Engine или масла загорается и не гаснет.
  • Вы не можете вспомнить, когда в последний раз меняли масло.

Итоги

В конечном счете, лучшее масло для лета — это то, которое рекомендует производитель вашего автомобиля. То же самое касается зимы. Всегда следуйте классу вязкости, рекомендованному в руководстве пользователя. Вам не обязательно выбирать разные сорта масла для жаркой и холодной погоды, но вам нужно вкладывать средства в регулярную замену масла. Посетите местный сервисный центр Firestone Complete Auto Care, чтобы поговорить с квалифицированным техническим специалистом и заменить масло уже сегодня.

Заменим масло

Расписание

Оформить заказ на другие товары

Фильтровать по:

Часто задаваемые вопросы, Замена масла

Все, что вам нужно знать о моторном масле

22 августа 2016 г.

Знаете разницу между синтетическим моторным маслом, маслом с большим пробегом и полностью синтетическим моторным маслом? Читайте дальше, чтобы узнать о различных типах масел и о том, как они поддерживают движение вашего автомобиля.

Подробнее

Замена масла

Моторное масло и ваш автомобиль

22 августа 2016 г.

Вы когда-нибудь задумывались, какого цвета должно быть ваше моторное масло или как на него может влиять температура? Узнайте ответы на эти часто задаваемые вопросы и многое другое здесь.

Подробнее

Замена масла

Услуга по замене масла в Firestone Complete Auto Care

22 августа 2016 г.

Узнайте, чего именно следует ожидать, когда вы приносите свой автомобиль или грузовик в комплексную услугу по замене масла Firestone Complete Auto Care. Посетите ближайшее место!

Подробнее

ЗАГРУЗИТЕ ЕЩЕ 3

ПОКАЗАНЫ 6 ИЗ 12

Следующий

Замена масла

Лучшее масло для зимы

1 февраля 2018 г.

Зимние однозначные температуры могут привести к тому, что ваше моторное масло будет течь слишком медленно или вообще не будет течь, что может серьезно сказаться на вашем двигателе при запуске. Получите подробную информацию о выборе лучшего масла для зимы от сотрудников Firestone Complete Auto Care.

Подробнее

Техническое обслуживание, замена масла

Хороший, плохой и грязный: 4 совета по предотвращению образования шлама в двигателе

24 июля 2017 г.

Хотите избавиться от шлама? Присоединяйтесь к Firestone Complete Auto Care в борьбе с отложениями в двигателе, чтобы помочь предотвратить повреждение двигателя и ремонт в дороге.

Подробнее

Замена масла

Устранение утечек моторного масла

1 мая 2017 г.

Узнайте, как избавиться от неприятных пятен утечки масла с помощью небольшого количества кошачьего туалета и смазки для локтей, и выберите Firestone Complete Auto Care для устранения течи масла !

Подробнее

{{storeNumber}}

{{storeName}}

{{link-icon «Позвоните нам» mobileCallLink null «call-cta»}}
{{link-icon «Направления» направления «_blank» «направления-cta»}}

{{адрес}}

{{город}}, {{штат}} {{zip}}

{{#if activeFlag}} {{#ifCond mystore «или» myPreferredStore}}
{{#ifCond storeType ‘eq’ «TPL»}}

Мой магазин

*Позвоните в магазин для записи на прием {{телефон}}

{{else}} {{#if onlineAppointmentActiveFlag }}

{{#if myPreferredStore}}

Мой любимый
Хранить

{{/if}} {{#if мой магазин}}

Мой магазин

{{/если}}

График приема

{{еще}}

Мой магазин

*Позвоните в магазин для записи {{телефон}}

{{/if}} {{/ifCond}} {{else}} {{#ifCond storeType ‘eq’ «TPL»}}

*Позвоните в магазин для записи на прием {{телефон}}

{{еще}}

Запись на прием

{{#if onlineAppointmentActiveFlag}}

{{еще}}

*Позвоните в магазин для записи на прием {{телефон}}

{{/если}}

{{/ifCond}} {{/ifCond}} {{else}}

*Временно закрыто по причине: {{temporatoryClosedReason}}

{{/if}} {{#if isMilitaryStore}}

*Это место находится на действующей военной базе США. Вам может понадобиться
военный билет для доступа к локации.

{{/если}}

{{#ifCond count ‘eq’ «3»}}
Показать больше магазинов
{{/ifCond}}

Магазины рядом с вами

Вы хотите изменить предпочитаемый магазин?

Вам действительно нужно использовать более тяжелое масло летом?

Philip Friedman

Есть ли какие-либо преимущества или недостатки в использовании более тяжелых масел летом и более легких масел зимой? Некоторые из моих старых друзей клянутся, что правильное обслуживание необходимо.

Масло является предметом большего количества дезинформации, споров, устаревших знаний и мифов, чем любой другой аспект технического обслуживания автомобилей. Использование подходящего масла является неотъемлемой частью поддержания здоровья вашего двигателя, но что это значит?

Давайте сначала рассмотрим особенности вашего вопроса. Раньше замена масла на летние или зимние месяцы была частью надлежащего технического обслуживания. Старые традиционные составы масел имели только одну вязкость, и масло разжижалось при нагревании. В зимние месяцы это вызывало проблемы с запуском, потому что масло превращалось в патоку, а насосы не могли должным образом смазывать двигатель. Чтобы бороться с этим, в холодную погоду использовалось легкое масло, такое как вязкостью 10, чтобы оно текло, в то время как более тяжелые масла вязкостью 30 или 40 лучше всего подходили в летние месяцы, чтобы предотвратить разрушение масла в жару. Эта проблема была решена с помощью мультивязкостного масла, масла, которое лучше течет в холодном состоянии, затем густеет и лучше защищает в горячем состоянии — лучшее из обоих миров.

С таким маслом, как 10W40 (W означает зима), масло течет так же, как 10-классное, при температурах замерзания до минус 30°С и защищает как 40-й вязкость при 100°С. изменение веса в течение сезона больше не требуется и может быть вредным. Современные масла очень эффективны во всех диапазонах температур, а новые двигатели разработаны и протестированы специально для работы только с тем типом масла, который указан в руководстве пользователя. Старые автомобили также могут использовать современные масла, просто выберите первую вязкость в зависимости от вашего климата, например, 0 Вт для северной Канады, 10 Вт для Флориды, и используйте исходную спецификацию масла для рабочего веса. Большинство старых автомобилей прекрасно работают с 10W30.

Раз уж мы заговорили о масле, стоит уделить немного времени тому, чтобы демистифицировать синтетическое масло. Синтетика — это просто натуральное масло, очищенное до гораздо более высокой степени, с более сложными пакетами присадок для улучшения характеристик как в повседневных, так и в экстремальных условиях.

Многие спортивные автомобили заполнены синтетикой для обеспечения наилучшей защиты. Рон Салливан, менеджер по технологиям Pennzoil, все разъяснил нам. «В большинстве случаев придерживайтесь рекомендуемого производителем масла. Но если вы хотите лучше защитить свой двигатель в долгосрочной перспективе, особенно от экстремальных условий эксплуатации, таких как буксировка или постоянные пробки, вам может подойти синтетическое масло». По словам Салливана, высококачественный синтетический материал лучше течет при любых температурах, что облегчает запуск двигателя на холоде и быстрее обеспечивает смазку критически важных компонентов. Он также намного лучше противостоит высоким температурам, что очень важно для последних двигателей с турбонаддувом. «Когда вы останавливаете эти двигатели, масло должно сопротивляться нагреву в масляном подшипнике турбокомпрессора, — говорит Салливан, — а синтетические лучше с этим справляются». Это смелые утверждения, и их, возможно, стоит учитывать при выборе масла, но мы не можем вспомнить, когда в последний раз двигатель выходил из строя на обычном масле, поэтому переход на синтетическое масло, когда в этом нет необходимости, может быть пустой тратой денег.