СТИЛЬ-АВТО

ПЕРВОУРАЛЬСК

Запчасти для иномарок и отечественных автомобилей в Первоуральске

ВАЗ 2110 ВАЗ 2107 ВАЗ 2105 ВАЗ 2106 ВАЗ 2109

Что в себе таит маркировка моторного масла? Обозначения моторное масло


Классификации и маркировка моторных масел

Классификация моторных масел по вязкости SAE

В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах — степенях вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.

Спецификация описывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные. Но, прежде, чем их рассмотреть, немного теории. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамической вязкостью. Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке. Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках — ротационных вискозиметрах.

Она показывает насколько меняется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга. С увеличением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением — возрастает.

Маркировка масла по температуре использования

Ряд зимних масел: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W — обозначаются цифрой и буквой «W» (Winter-Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С.

К низкотемпературным параметрам относятся:

  • Проворачиваемость— показывает динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой маслоостается достаточно жидким, чтобы было возможно запустить двигатель.
  • Прокачиваемость — это динамическая вязкость масла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости ниже температуры проворачиваемости на 5 градусов.

Высокотемпературные свойства зимних масел характеризует минимальная кинематическая вязкость при 100°С — показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.

Ряд летних масел: SAE 20, 30, 40, 50, 60 — обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основные свойства летнего ряда масел определяется по:

  • минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С — показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
  • минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига снижается вязкость масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.

Ряд всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных тире. т

Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркойпогоде.

Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит:

  • проворачивание двигателя стартером (для зимних и всесезонных масел)
  • прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел)
  • надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме (для летних и всесезонных масел)

Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств API

Наиболее известной международной классификацией моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств является классификация API (Американского института нефти).

Классификация API подразделяет моторные масла на две категории :

  • S (Service) — для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков.
  • C (Commercial) — для дизелей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.

Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C) указывает категорию масла, вторая — уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (т.е. качество масла).

Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4). Большинство зарубежных моторных масел универсальные — их применяют как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение, например: SF/CC, CD/SF и т.д. Основное назначение масла указывают первые буквы , т.е. SF/CC — «более бензиновое», CD/SF- «более дизельное». Энергосберегающие масла для бензиновых двигателей дополнительно обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving).

На сегодняшний день (апрель 2009) классификация API содержит 3 действующих класса категории «S» и 6 действующих классов категории «С». Но многие производители продолжают выпускать масла классов, исключенных из спецификации, поскольку автомобили со старыми двигателями продолжают эксплуатироваться, а значит, есть необходимость в этих маслах. Согласно рекомендаций API любой вышестоящий действующий класс категории «S» заменяет нижестоящий действующий класс. Для дизельных масел, вышестоящий действующий класс как правило, но не всегда, заменяет нижестоящий класс.

Спецификация API для бензиновых двигателей

Класс Статус Назначение
SM Действующий Для всех автомобильных двигателей, выпускаемых в настоящее время. Введен в 2004 году. Масла этого класса имеют повышенную стойкость к окислению, улучшенную защиту от износа и отложений, улучшенные низкотемпературные свойства
SL Действующий Для двигателей 2004 и старше годов выпуска
SJ Действующий Для двигателей 2001 и старше годов выпуска
SH Устаревший Для двигателей 1996 и старше годов выпуска
SG Устаревший Для двигателей 1993 и старше годов выпуска
SF Устаревший Для двигателей 1988 и старше годов выпуска
SE Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1979 года.
SD Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1971 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SC Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1967 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SB Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1951 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SA Устаревший Не содержит присадок. Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1930 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам

Спецификация API для дизельных двигателей

Класс Статус Назначение
CJ-4 Действующий Введен в 2006 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2007 году. Масла данного класса предназначены для работы на топливе, содержащем не более 0,05% серы. Однако для выполнения требований по нормам выброса, надежной работы систем очистки отработанных газов и достижения удлиненных интервалов замены масла, необходимо использовать дизтопливо, содержание серы в котором не превышает 0,0015%. Моторные масла класса CJ-4 разрабатывались для двигателей, оборудованных самыми современными системами снижения выбросов вредных веществ (сажевые фильтры, системы рециркуляции выхлопных газов и др.) Масла класса CJ-4 имеют улучшенные защитные свойства, повышенную окислительную, низко- и высокотемпературную стабильность, удлиненные интервалы замены. Однако при использовании топлива с содержанием серы более 0,0015% интервалы замены необходимо уменьшить. Масла класса CJ-4 могут заменять масла классов CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4.
CI-4 Действующий Введен в 2002 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2004 году. Масла этого класса разработаны для двигателей, имеющих систему рециркуляции выхлопных газов (EGR) и работающих на дизтопливе с содержанием серы до 0,5 %. Могут заменять масла классов CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4.
CH-4 Действующий Введен в 1998 году. Для высокооборотистых четырехтактных двигателей, соответствующих нормам выброса, установленным в 1998 году. Предназначены для работы с использованием топлива с содержанием серы до 0,5%. Может использоваться вместо масел классов CD, CE, CF-4 и CG-4.
CG-4 Действующий(до 31.08.09) Введен в 1995 году. Для тяжелонагруженных, высокооборотистых, четырехтактных двигателей, работающих на топливе с содержанием серы менее 0,5%. Применяется в двигателях, соответствующих требованиям стандарта 1994 года по уровню выбросов. Может заменять масла классов CD, CE, CF-4.
CF-4 Устаревший Введен в 1990 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CD и CE.
CF-2 Действующий Введен в 1994 году. Для тяжелонагруженных двухтактных дизелей. Могут применяться вместо масел класса CD-II.
CF Действующий Введен в 1994 году. Для внедорожников, вихрекамерных и форкамерных дизелей, а также дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы (до 0,5%). Могут применяться вместо масел класса CD.
CE Устаревший Введен в 1985 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CC и CD.
CD-II Устаревший Введен в 1985 году. Для двухтактных двигателей.
CD Устаревший Введен в 1955 году. Для некоторых безнаддувных и турбированных двигателей.
CC Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1990 года.
CB Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1961 года.
CA Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1959 года.

Маркировка

Варианты маркировки моторных масел

Классификация ILSAC разработана Международным комитетом по одобрению и стандартизации смазочных материалов (ILSAC) совместно с JAMA (Ассоциация производителей автомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API. Действующим стандартом ILSAC, принятым в 2004 году, является GF-4. Масла этого класса являются энергосберегающими, они совместимы с системами нейтрализации выхлопных газов и обеспечивают улучшенную защиту двигателя от износа. В 2010 году предполагается введение стандарта GF-5.

Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств ACEA

Ассоциация европейских производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) — с 1 января 1996 года ввела свою классификацию моторных масел, которая с тех пор неоднократно обновлялась. Здесь приведена классификация, введеная с 22 декабря 2008 года.

Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских, т.к. в Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:

  • более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
  • меньшей массой двигателей;
  • большей удельной мощностью;
  • большими допустимыми скоростями передвижения;
  • более тяжелыми городскими режимами.

Ввиду этих особенностей испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.

Классификация ACEA разделяет моторные масла на 3 класса:

  • A/B — для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;
  • C — совместимые с нейтрализаторами отработавших газов;
  • E — для мощных дизелей грузовых автомобилей.

A/B- масла для бензиновых и дизельных двигателей

A1/B1 Предназначены для бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

A3/B3 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, разработанных для применения и/или с увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел.

A3/B4 Предназначены для применения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3.

A5/B5 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C — масла, совместимые с каталитическими нейтрализаторами

C1 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C2 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, разработаных для использования масел, обеспечивающих низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C3 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5 mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C4 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

E- для мощных дизелей грузовых автомобилей

E4 Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей).

Могут применяться только в двигателях без сажевого фильтра, и в некоторых двигателях с системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимоследовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E6 Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей).

Могут применяться в двигателях с системой рециркуляции выхлопных газов, с или без сажевого фильтра, и для двигателей с системами снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оборудованныхсажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться,поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E7 Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации.

Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях судлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Рекомендованы для применения в двигателях без сажевых фильтров и для большинства двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E9 Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации.

Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях судлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться в двигателях с или без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота.

Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

Классификация моторных масел по вязкости, назначению и уровням эксплуатационных свойств ГОСТ

Группы моторных масел по вязкости и их примерное соответствие классификации SAE
ГОСТ SAE ГОСТ SAE ГОСТ SAE
5W 6 20 3з/8 5W-20
10W 8 20 4з/6 10W-20
15W 10 30 4з/8 10W-20
20W 12 30 4з/10 10W-30
14 40 5з/10 15W-30
16 40 5з/12 15W-30
20 50 5з/14 15W-40
24 60 6з/10 20W-30
6з/14 20W-40
6з/16 20W-40

 

Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам и их примерное соответствие классификации API
ГОСТ API Рекомендуемая область применения
А SB Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б Б1 SC Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 CA Малофорсированные дизели
В В1 SD Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2 CB Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г Г1 SE Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2 CC Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 SF Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г
Д2 CD Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Е1 SG Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2
Е2 CF-4 Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

 

Согласно ГОСТ 17479.1-85 маркировка масел включает следующие знаки:

  • букву М (моторное)
  • одно или два числа, разделенных дробью, указывающие класс или классы вязкости (для всесезонных масел). Для всесезонных масел цифра в числителе характеризует зимний класс, а в знаменателе — летний; буква «з» указывает на то, что масло — загущенное, т.е. содержит загущающую (вязкостную) присадку.
  • одну или две буквы (от А до Е), обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 — присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 — дизельным маслам.

Например, марка М-6з/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В). М-4з/8-В2Г1 — моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1).

Спецификации производителей автомобилей

В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел, присадок к ним и изготовителями автомобилей. За последними оставлено право выдвигать собственные дополнительные требования к маслам, которые формулируются в спецификациях автозаводов. Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Поэтому изготовители автомобилей проводят испытания масел на двигателях собственного производства. На основании этого указывают либо определенный класс по какой-либо общепринятой классификации, либо составляют собственные спецификации, в которых обозначены конкретные марки масел, допущенных к применению. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации производителя, а их номер наносится на упаковку масла рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.

avtonov.info

Маркировка моторного масла: как правильно расшифровать?

Всем привет, дорогие друзья! Те из Вас, кто читает этот блог уже длительное время, помнят, какое большое число публикаций были посвящены уходу за двигателем, в частности, моторному маслу. От его качества и своевременности замены будет зависеть срок службы силового агрегата. Также мы говорили о том, какое масло лить в мотор зимой и летом, или в конкретную модель автомобиля, это и Ford Focus и Volk­swa­gen Polo, Renault Logan и другие. Маркировка моторного масла — вот тот, вопрос, который я хотел бы разобрать на страницах сегодняшней публикации.

   Что дает маркировка и ее основные параметры

Начнем с того, что это просто великолепная возможность изучения такой продукции без какого-либо ущерба собственному двигателю. Даже этикетка способна подсказать нам многое: это вязкость, сезонность и другая спецификация, которую счел нужным обозначить производитель. Рассмотрим эти и другие параметры более детально.

Одним из основных показателей по классификации SAE является вязкость моторной смазки. Она влияет самым непосредственным образом на особенности эксплуатации мотора в зимние и летние месяцы года с их разными климатическими условиями. От этого критерия будет зависеть скорость запуска силового агрегата и качество смазки у трущихся деталей. В зимнее время более актуальным будет применение жидкого масла, которое обладает малой вязкостью и не замерзает в минусовые температуры. Для жарких регионов правильнее сделать выбор в пользу более густых сортов. Также они востребованы в автомобилях со старыми и изрядно изношенными моторами (только для уменьшения расхода масла, ресурс обязательно снизится).

Если машина чаще эксплуатируется в низком температурном режиме, то вязкость не должна быть меньше нормы. В противном случае, нечего рассчитывать на плавный и легкий запуск двигателя, а также беспрепятственную циркуляцию смазки по всей системе. При высоких температурах воздуха показатель вязкости не должен превышать соответствующего уровня. В этом случае образуется на металлических деталях специфическая пленка, которая является их защитой от преждевременного износа. Слишком густая смазка повышает сопротивление внутри движка. Одновременно снижается мощность и возрастает потребление горючего. Именно классификация по SAE является наиболее общепринятой.

   Разновидности масла моторного

Теперь рассмотрим основные типы смазки для двигателей:

  • синтетическое. Его основа получена в результате синтеза разных химических элементов и соединений. В него входят разнообразные присадки, а главные параметры для эксплуатации задаются еще на этапе создания. Именно такая продукция обеспечивает мотору максимальную степень защиты и не загустевает даже в сильные заморозки;
  • минеральное. Его основа минеральная, оно является продуктом переработки нефти и стоит значительно дешевле. Но по эксплуатационным свойствам оно существенно уступает синтетике — густеет, окисляется, способствует появлению нагара в моторе;
  • полусинтетика. Является средней продукцией между описанными выше типами. Несмотря на минеральную основу, в ее состав входит большое число присадок, которые позволяют приблизить его характеристики к синтетической основе. Да и стоит оно на порядок лояльнее.

Что означают цифры и буквы, которые можно встретить на любой, без исключения, фирменной упаковке? 5w30 и 5w40 относятся к числу наиболее универсальных сортов моторного масла. А потому они найдут свое применение практически в любом автомобиле. Для тех, кто эксплуатирует машину в тех регионах, где традиционны суровые зимы, обычно рекомендуют делать выбор в пользу продукции с кодом 0w20 или 0w30. Владельцы дизельных, а также хорошо послуживших бензиновых двигателей обычно предпочитают смазку, значение которой 15w40. Дело в том, что солярка сворачивается при низких температурах, а потому запуск такого движка зимой зачастую сопряжен с трудностями.

   API и ACEA — что это?

Еще одна популярная спецификация по критерию API. Она позволяет, при правильном выборе, подобрать оптимальную смазку, которая увеличит эксплуатационный ресурс Вашего мотора, уменьшить отложение нагар и расход горючего. Самые востребованные разновидности обозначаются следующим образом:

  • API SN — что означает, что масло рекомендовано для дизельных движков ведущими производителями из Америки и Азии;
  • ACEA A3/B3 — продукция отличается высокими эксплуатационными характеристиками. Может использоваться в силовых агрегатах, работающих, как на бензине, так и на солярке.

Маркировка ACEA была введена европейскими производителями. Она ориентирована именно на автомобили, произведенные в странах Европы. Индекс В говорит о том, что продукция для бензиновых двигателей легковых авто, индекс Е касается грузовиков и т.п. Расшифровка по API чаще всего используется для обозначения области ее применения. В ней указываются 2 буквы, первая из которых говорит о том, на каком топливе работает данный силовой агрегат.

Для бензинового мотора это S, для дизельного — C. Следующая буква характеризует, насколько старым является двигатель, оснащен ли он турбиной и так далее. Если водитель меняет тип смазки по такой классификации, то для него допустимо идти по нарастающей, повышая пункты. Масло более высокого класса обозначается буквой алфавита, которая отстоит от его начала дальше. Например, вместо смазки SH применять сорт SJ, SK и так далее.

Некоторыми производителями используется собственная классификация смазочной продукции, в которую они добавляют такие параметры, которых нет в смазке других брендов. Например, на упаковке может быть представлена информация, что масло содержит «умные молекулы» или другие добавки. Необходимо понимать, что это скорее рекламный ход, который никак не связан с международными и общепризнанными стандартами качества такой продукции.

На этом тема сегодняшнего обсуждения подошла к концу. Мы могли убедиться, насколько важно правильно подобрать смазку под тот или иной двигатель и условия, в которых ему придется трудиться. Теперь Вы самостоятельно сможете расшифровать буквенно-цифровые обозначения и убедиться, что за продукция находится перед Вами на полке магазина. Не поленитесь поделиться ссылками блога со своими знакомыми и друзьями. До новых встреч!

С уважением, автор блога Андрей Кульпанов

Место для контестной рекламы

Автор:Андрей

avto-kul.ru

Обозначение моторных масел

24 декабря 2015

Просмотров: 1122

Разберемся в том, как обозначение моторных масел отражает их характеристики. Данные жидкости служат для смазки двигателей внутреннего сгорания. Они могут применяться для смазки бензиновых двигателей, дизелей или служить средством смазки обоих типов двигателей.

При эксплуатации автомобиля очень важно правильно выбрать моторное масло.

Характеристики и функции

Все современные продукты состоят из основного компонента и присадок, которые улучшают свойства масла. Некоторые масла должны обладать особыми свойствами, например устойчивостью к механической деструкции. Моторы, применяемые в судостроении, должны отличаться влагостойкостью и низкой эмульгируемостью с водой. Энергосберегающие смазки должны обладать антифрикционностью. Масла должны быть устойчивы к химическим, механическим и термическим воздействиям. Соответствие продукта двигателю вашей машины — одно из условий бесперебойной работы механизма.

Вернуться к оглавлению

Разновидности смазочных жидкостей

Моторные смазочные жидкости делятся на синтетические, полусинтетические и минеральные. Синтетические разновидности — самые дорогие, но у них самый маленький коэффициент вязкости. Их можно использовать в морозную погоду в средней полосе России. Минеральные — самые дешевые, но у них большой коэффициент вязкости. В зимнюю стужу они густеют, и мотор становится непригодным для использования, машина портится. Полусинтетические — это что-то среднее между синтетическими и минеральными. Именно их используют большинство автолюбителей в средней полосе России.

Автомасла бывают на минеральной, синтетической и полусинтетической основе и служат для уменьшения коэффициента трения.

Понятно, что синтетические вещества состоят из химических элементов, полученных в специальных химических лабораториях. Именно поэтому в них собраны вещества, наилучшим образом влияющие на работу вашего автомобиля. Более того, они улучшают показатели работы мотора. Они годны к употреблению не только в холодную, но и, наоборот, в слишком жаркую погоду. Они имеют чудесные очищающие и защитные свойства. Преимущества синтетических масел: они более жидкие, поэтому лучше смазывают детали двигателя, при этом достигается уменьшение трения деталей друг о друга и увеличение мощности мотора, а также большая химическая стабильность. Такие масла долго сохраняют свои свойства, а значит, их можно реже менять.

Полусинтетические изготавливают из натуральных минеральных ингредиентов, к которым примешиваются синтетические составляющие. Эти составляющие придают маслу необходимые для эксплуатации свойства, почти такие же, как у синтетических . А стоят эти вещества значительно дешевле за счет минеральной основы.

Минеральные получаются в результате процесса перегонки нефти. Бывают ароматические, нафтеновые и парафиновые минеральные виды. Самые приемлемые для смазки — парафиновые типы. У них самый хороший показатель вязкости и температурного режима. Большое значение имеет содержание серы. Если содержание серы составляет больше 1%, интенсивность износа двигателя будет меньше. Этот тип масла требует довольно частой замены. Для старых автомобилей, особенно отечественного производства, такое масло подходит, поскольку оно более вязкое и не будет подтекать из двигателя. Но в целом показатели у всех минеральных видов хуже, чем у синтетических. Они не могут работать и при высокой температуре окружающей среды — при ней они густеют. Кроме того, они вступают в химическую реакцию с воздухом, в результате чего на двигателе появляются загрязняющие его вещества — шлаки.

Вернуться к оглавлению

Синтетические типы смазок

Отличия синтетического масла от минерального.

На сегодняшнем рынке продается большое количество синтетических разновидностей, которые позиционируются как универсальные. Их можно применять в любую погоду. На их этикетке, содержащей обозначение моторных масел, изображена буква W, рядом с которой стоит цифра — показатель вязкости продукта при различных температурах.

Например:

  1. 20 W — можно использовать при температурах не ниже -15-10 градусов.
  2. 15 W — использовать при температурах не ниже -20-15 градусов.
  3. 10 W — использовать при температурах не ниже -25-20 градусов.
  4. 5 W — использовать при температурах не ниже -30-25 градусов.
  5. 0 W — использовать при температурах не ниже -35-30 градусов.

Для обозначения пределов в области преодоления высоких температур буквы на этикетке не ставятся, только цифра:

  1. 30 — выдерживает температуру до +20 — +25 градусов по Цельсию.
  2. 40 — выдерживает температуру до +35 — +40 градусов по Цельсию.
  3. 50 — выдерживает температуру до +45 — +50 градусов по Цельсию.
  4. 60 — выдерживает температуру свыше +50 градусов по Цельсию.

Не путайте цифру на этикетке с величиной температуры, которую оно может выдержать. Если масло имеет двойное обозначение, например 5W40, значит, оно хорошо себя покажет при температурах от -30 до +40 градусов. Свойства жидкости испытываются на специальных стендах, позволяющих подтвердить ее износостойкость, антикоррозийность, сопротивление к окислению и прочее. Этикетка на упаковке чаще всего содержит кольцо, внутри которого ставится вышеуказанный показатель температурной вязкости. Сверху на кольце ставится класс жидкости, а снизу — показатель энергосберегающих свойств.

Сейчас существуют две системы обозначений на этикетках: американская и европейская. Американская (API) имеет два показателя: S — для бензиновых двигателей и C (коммерческое) — для дизельных двигателей. Это будет первая буква в обозначении. Затем идут буквы, характеризующие его качество. Например, для бензиновых двигателей SM, SG, SH и прочее. Для дизельных двигателей CH, CG, CI и так далее. Если на этикетке есть маркировка SH/CJ, то это говорит об универсальности продукта: о его пригодности для бензиновых и дизельных двигателей.

Вернуться к оглавлению

Европейская классификация АСЕА

Она шире рассказывает о свойствах моторных жидкостей. В ней буква А говорит о пригодности жидкости для бензиновых двигателей, буквы В и Е — для дизельных двигателей, буква С — для универсальных масел. Цифра после буквы говорит о свойствах смазки. Чем больше цифра, тем лучше масло. Через тире указывается год разработки данного типа смазки.

Таким образом, при выборе масла необходимо учитывать тип двигателя, степень его износа, условия эксплуатации автомобиля, совместимость материалов, использованных для производства двигателя, с составом конкретного масла. Из вышесказанного следует, что обозначение моторных масел говорит об области применения и о том, при какой температуре в жару или в холод можно использовать смазочную жидкость.

Жидкость 15W-40 можно использовать вместо 15W-30, но нужно учесть, что в таком случае при высоких температурах масло скорее станет вязким, что приведет к уменьшению его качеств и к более быстрому износу деталей мотора. Если же взять масло с более высоким показателем вязкости, то оно будет более жидким. Это тоже приведет к ускорению износа деталей. Поэтому производитель автомобиля часто указывает на двигателе, какие типы масла к нему подходят. Если вы не выполняете его рекомендаций, то в случае поломки ваш автомобиль могут не принять на гарантийный ремонт.

Смешивать масла не рекомендуется, таким способом вы не достигните улучшения их качества, а, напротив, повредите автомобилю. Надо все время в течение основного периода работы двигателя покупать одно и то же вещество. Сейчас некоторые машины оснащаются газобаллонными системами. Газ гораздо дешевле бензина. К тому же пробег машины до дозаправки может быть, таким образом, увеличен за счет того, что в газе отсутствует жидкость, меняющая свойства. В этом случае ее можно менять реже.

При работе автомобиля в разные этапы его эксплуатации требуется разная смазочная жидкость.

В первый период (обкатки) требуется тот продукт, который залил производитель. Его не следует менять до полного израсходования. Оно не слишком качественное по коэффициенту вязкости. Затем при замене следует взять продукт с высоким коэффициентом вязкости, после чего заливать только его. Когда же срок службы автомобиля подходит к концу. Следует опять перейти на вещества с низким коэффициентом вязкости, чтобы не было протечек. Не экономьте на данных продуктах. Синтетическая разновидность дороже, но именно она больше всего подходит для вашего автомобиля. Покупка эта раз в два года не особенно сильно ударит по вашему бюджету, а двигатель с ней будет работать лучше и дольше вам прослужит.

Автор:

Иван Иванов

Поделись статьей:

Оцените статью:

Загрузка...

Похожие статьи

vseavtomasla.ru