Масляный насос: устройство и функции. Схема масляного насоса
Масляные насосы
Для подачи масла к трущимся поверхностям в автомобильных поршневых двигателях внутреннего сгорания применяют два типа насосов — шестеренчатые и роторные.
Схема устройства шестеренчатого насосапоказана на рис. 1, а. В корпусе 1насоса помещаются ведущая 2 и ведомая 5 шестерни.Ведущая шестерня снабжена шпонкой 3 и насажена на валик 4, приводимый во вращение от одного из валов двигателя. Ведомая шестерня свободно вращается на оси 6. Масло транспортируется во впадинах между зубьями шестерен и выдавливается в нагнетательный канал по мере того, как зубья входят в зацепление.
Рис. 1 - Схемы масляных насосов: а) шестеренчатого; б) роторного
Для разгрузки зубьев в зоне зацепления и свободного выдавливания масла из зазора между вершиной зуба и впадиной в корпусе или на крышке 10 насоса делается разгрузочная канавка 11, соединенная с нагнетающей стороной насоса.
Обязательным элементом насоса является редукционный клапан, предохраняющий систему смазки от чрезмерных давлений, особенно при пуске холодного двигателя, когда вязкость масла велика.
Канал перекрывается шариком 7 или поршеньком, поджимаемым пружиной 8, которая опирается на пробку 9. Натяжение пружины, аследовательно, идавление в масляной магистрали строго нормируются. При повышении давления шарик отжимается от седла,масло проходит опять на всасывающую сторону насоса.
Роторный масляный насос показан на рис. 1, б. В корпусе 1свободно вращается кольцо 12 с вырезом в виде пятиконечной звезды. В зацеплении с ним находится ротор 13, насаженный на эксцентричный по отношению к кольцу вал 4. Масло выдавливается из зазора между ротором и кольцом в нагнетательный канал 14, образованный в корпусе насоса. Всасывающий канал обозначен индексом 15. Схема включения редукционного клапана и принцип действия аналогичны предыдущему.
К вспомогательным элементам масляных насосов относятся маслоприемники, через которые масло засасывается в систему смазки. Они располагаются в наиболее глубокой части поддона и снабжены сеткой, задерживающей наиболее крупные частицы могущие повредить насос. По конструкции маслоприемники могут быть неподвижными или плавающими, способными менять свое положение в зависимости от уровня масла в поддоне. Конструкции насосов и маслоприемников некоторых автомобильных двигателей показаны на рис. 2.
Рис. 2 - Конструкции масляных насосов и маслоприемников:
а) масляный насос двигателя МЗМА-407: 1— колпак; 2 — фильтрующая сетка; 3 — каркасная сетка; 4 — шплинт; 5 — втулка; 6, 14 — пружины; 7 — шариковый клапан; 5 — ведущая шестерня; 9 — шпонка; 10 — шестерня привода; 11— штифт; 12 — ведущий вал; 13 — заборная труба; 15 — крышка; 16— шайба; 17 — сальник; 18, 19 — распорные трубки; 20 — винт; 21 — шайба; 22 — кольцо; 23 — выштамповка в колпаке;
б) масляный насос двигателя ЗИЛ-130: 1— корпус нижней секции; 2 — перепускной клапан; 3 — редукционный клапан; 4 — центрирующая втулка; 5 — вал насоса; 6 — корпус верхней секции; 7, 10 — ведущие шестерни секций; 8 — пружинное кольцо; 9 — штифт;11,14 — ведомые шестерни секций; 12 — прокладки; 13 — крышка масляного насоса;
в) схема плавающего маслоприемника: 1— шарнир; 2 — воздушная полость; 3 — масло приемная трубка; 4 — корпус; 5 – сетка;
г) роторныймасляный насос: 1— корпус; 2 — кольцо; 3— звездочка; 4 — вал насоса; 5 — клапан
Источник: Райков И.Я., Рытвинский Г.Н. Двигатели внутреннего сгорания, 1971 г.
Newer news items:
Older news items:
azbukadvs.ru
Схема масляного насоса и масляных фильтров
Рис: Схема масляного насоса и масляных фильтров:1 — Проставка масляного насоса; 2 — Ось ведомой шестерни; 3 — Шестерня ведомая нагнетающей секции; 4 — Корпус нагнтающей секции; 5 — Редукционный клапан; 6 — Корпус редукционного клапана; 7 — Пружина редукционного клапана; 8 — Шайба регулировочная; 9 — Заглушка; 10 — Шплинт; 11 — Шестерня ведомая масляного насоса; 12 — Втулка ведущего вала; 13 — Шнонка; 14 — Фланец упорный; 15 — Втулка промежуточной шестерни; 16 — Промежуточная шестерня масляного насоса; 17 — Болт упорного фланца; 18 — Ось промежуточной шестерни; 19 — Болт оси; 20 — Прокладка регулировочная; 21 — Шестерня ведущая нагнетающей секции; 22 — Вал ведущий; 23 — Шестерня ведущая радиаторной секции; 24 — Шестерня ведомая радиаторной секции; 25 — Корпус радиаторной секции; 26 — Клапан предохранительный; 27 — Корпус предохранительного клапана; 28 — Пружина предохранительного клапана; 29;48 — Болты; 30 — Корпус фильтра; 31,53,62 — Прокладки; 32 — Колпак фильтpa; 33 — Рукава ротора; 34 — Шайба; 35,38 — Гайки; 36 — Шайба упорная; 37 — Шайба колпачковая; 39 — Колпак ротора; 40 — Отражатель; 41 — Ротор; 42 — Кольцо стопорное; 43 — Кольцо уплотнительное; 44 — Подшипник шариковый; 45 — Ось ротора; 46 — Жиклер; 47 — Шайба уплотнительная; 49 — Пружина фильтра; 50 — Элемент фильтрующий; 51 — Ось фильтра; 52 — Колпак масляного фильтра; 54 — Корпус масляного фильтра 55 — Клапан перепускной; 56 — Пружина перепускного клапана; 57 — Пружина сигнализатора; 58 — Корпус сигнализатора; 59 — Шток сигнализатора; 60 — Неподвижный контакт; 61 — Регулировочная шайба пружины клапана; 63 — Пробка клапана; 64 — Клемма;
Устройство масляных насосов
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Маслянные насосы и фильтры тракторов
Устройство масляных насосовМасляный насос служит для создания непрерывной циркуляции масла в системе смазки и подачи его под давлением к трущимся поверхностям деталей двигателя.
Масляные насосы тракторных и комбайновых двигателей шестеренчатого типа (рис. 1) приводятся в действие от распределительной шестерни коленчатого вала.
В расточках корпуса, плотно закрытого с торца крышкой, вращаются стальные шестерни, одна из которых является ведущей, а вторая — ведомой. Корпус и крышку изготовляют из чугуна.
Масло через маслоприемник с сеткой поступает в корпус насоса, заполняет впадины между зубьями вращающихся шестерен и подается в нагнетательный канал системы смазки двигателя. При прохождении через маслопроводы, фильтры и зазоры в сопряжениях смазываемых деталей масло испытывает большое сопротивление. Чтобы преодолеть это сопротивление, насЬс должен развивать высокое давление. Для этого шестерни устанавливают в насосе с минимальными зазорами, достаточными лишь для свободного их вращения.
Насос имеет редукционный клапан, разгружающий систему смазки при чрезмерном повышении давления. Повышение давления всего наблюдается при пуске двигателя, когда вязкость масла большая и прохождение его через маслопроводы, фильтры и зазоры в подшипниках затруднено. При повышении давления масла сверх нормального открывается редукционный клапан и масло перепускается в картер.
Рис. 1. Принципиальная схема работы масляного насоса.
Основной характеристикой шестеренчатого насоса является его производительность, которая определяется количеством масла, нагнетаемого насосом за 1 мин при нормальном режиме работы двигателя (числе оборотов, противодавлении и вязкости масла).
В дальнейшем при рассмотрении устройства масляных насосов, установленных на двигателях определенных марок, для каждого значения производительности будут указываться число оборотов и величина противодавления при постоянной кинематической вязкости масла, равной 20 сст, и температуре +20°.
В зависимости от количества парных шестерен, смонтированных в одном блоке, масляные насосы делятся на одно-, двух- и трехсекционные. В большинстве тракторных и комбайновых двигателей применяются односек-ционные масляные насосы и лишь в двигателях КДМ-46 (тракторы С-80) и КДМ-100 (тракторы С-100)—трехсекционные.
В насосе двигателей КДМ-46 и КДМ-100 имеется одна пара шестерен (рис. 2) нагнетательной секции и две пары шестерен откачивающих секций.
Шестерни откачивающих секций (передней и задней) отсасывают масло из передней и задней частей поддона картера и подают его в центральный маслосборник, откуда масло нагнетательной (первой) секцией подается к трущимся поверхностям деталей двигателя.
Работа секций насоса, откачивающих масло из передней и задней частей поддона в центральный маслосборник, гарантирует надежную смазку дизеля при движении трактора на подъем или под уклон.
Шестерни нагнетательной секции расположены в корпусе, шестерни откачивающих секций — в корпусах насоса.
Откачивающая и нагнетательная секции отделены одна от другой плитами, а по краям закрыты передней и задней крышками. Чтобы обеспечить плотное прилегание и предотвратить утечку масла, опорные поверхности крышки, а также плоскости прилегания плит и корпусов откачивающих и нагнетательных секций шлифуют.
Ведущие шестерни секций закреплены на валике шпонками. Шестерня нагнетательной секции соединена с валиком еще штифтом, благодаря чему валик удерживается от продольного перемещения. Опорами этого валика служат бронзовые втулки, запрессованные в переднюю и заднюю крышки насоса.
Ведомые шестерни свободно вращаются на оси, концы которой плотно посажены в переднюю и заднюю крышки насоса.
Масло от нагнетательной секции по трубке, запрессованной в отверстиях плиты и задней крышки, поступает к сверлению в задней крышке. Передняя и задняя крышки насоса скреплены шпильками. К боковому и нижнему фланцам передней крышки насоса крепятся трубка переднего маслЬприемника и центральный масло-приемник, а к фланцу задней крышки — трубка заднего маслоприемника. Редукционный клапан насоса плунжерного типа расположен в передней крышке. Пружина прижимает клапан к фаске гнезда клапана и перекрывает движение масла из насоса в поддон картера. При повышении давления масла в магистрали более 6 кг/см2 клапан преодолевает сопротивление пружины и перепускает масло по сливной трубке в поддон.
Масляный насос крепят к привалочной плоскости блок-картера болтами и установочными штифтами.
Вращение валу насоса передается от шестерни коленчатого вала через шестерню распределительного вала, промежуточную шестерню, приводной валик и шлицевую муфту. Число оборотов ведущего вала насоса такое же, как и число оборотов коленчатого вала. Производительность масляного насоса двигателей КДМ-46 и КДМ-100 при противодавлении 2,0—2,2 кг!см2 и числе оборотов 1000 в минуту составляет 30 л/мин.
Односекционные насосы тракторных и комбайновых двигателей почти одинаковы по устройству. Поэтому рассмотрим лишь особенности их конструкций.
Рис. 2. Масляный насос двигателей КДМ-46 и КДМ-100: 1 — центральный маслоприемник; 2 — сетчатый фильтр маслоприемника; 3 — передняя крышка-4 – валик ведущих шестерен; 5 — корпус нагнетательной секции насоса; 6 — ведущая шестерня нагнетательной секции; 7 – корпус передней откачивающей секции; 8 – ведущая шестерня откачивающей секции; 9 – корпус задней откачивающей секции; 10 – задняя крьшка; 11 – ось ведомых шестерен; 12 — ведомая шестерня откачивающей секции; 13 — плита откачивающих секций; 14 — плита нагнетательной секции; 15 – ведомая шестерня нагнетательной секции; 16 — редукционный клапан; 17 — пружина клапана; 18 — винт редукционного клапана; 19 — сливная трубка; 20 — трубка.
Масляный насос двигателей Д-54А и Д-75 (тракторы ДТ-54А и Т-75). В точно обработанных цилиндрических колодцах корпуса (рис. 3) насоса размещены ведущая и ведомая шестерни.
Ведущая шестерня напрессована в горячем состоянии на шлицы валика, который вращается в двух бронзовых втулках: Передний конец валика 6 шлицами соединяется с валиком шестерни привода масляного насоса через промежуточный валик и две шлице-вые муфты.
Ведомая шестерня вращается на оси, установленной в корпусе насоса. Для уменьшения износа оси в отверстие ведомой шестерни запрессована бронзовая втулка и, кроме того, трущиеся поверхности втулки и оси смазываются маслом, поступающим через отверстие.
Для сохранения соосности отверстий под валик в корпус насоса запрессованы два установочных штифта, по которым фиксируют точно обработанные отверстия крышки, закрывающей полость шестерен. Чтобы обеспечить плотное прилегание, опорные поверхности крышки и корпуса насоса шлифуют.
К фланцу приемного канала насоса привернут болтами кожух маслоприемника с сеткой, через которую проходит масло, засасываемое насосом.
Редукционный клапан насоса расположен в специальной выточке корпуса, соединенной с нагнетательным каналом. При повышении давления в канале 8 более 6,5 кг/см2 стаканчик редукционного клапана отходит вниз и часть масла через отверстие стекает в поддон картера.
Производительность масляного насоса двигателя Д-54А при противодавлении 2,5—3 кг/см2 и числе оборотов 975 в минуту составляет 48 л/мин, а двигателя Д-75—55 л/мин при 1125 об/мин.
Масляный насос двигателей типа СМД (тракторы ДТ-75 и Т-74, а также самоходные комбайны СК-3 и СК-4) расположен в передней части картера. Он приводится в действие от шестерни коленчатого вала, сцепляющейся с шестерней (рис. 4) привода, которая закреплена на переднем конце валика сегментной шпонкой и гайкой. Гайка навернута на резьбовой конец валика и фиксируется от проворачивания стопорной шайбой. Шестерня ограждена штампованным лотком, который препятствует чрезмерному разбрызгиванию масла в поддоне вращающейся шестерней. Стык лотка и крышки насоса уплотнен пр.окладкой.
Рис. 3. Масляный насос двигателей Д-54А и Д-75: 1 — кожух маслоприемника; 2 — дужка; 3 — фильтрующая сетка; 4 — болт; 5 — приемный канал; в — валик; 7 — корпус насоса; 8 — нагнетательный канал; 9 — установочный штифт; 10 — ось ведомой шестерни; 11 — канал для стока масла в поддон картера; 12 — стаканчик редукционного клапана; 13 — отверстие для стока масла в поддон картера; 14 — пружина; 15 — регулировочный винт; 16 — гайка; 17 — отверстие для подачи масла к оси ведомой шестерни; 18 и 19 — втулки валика; 20 — крышка; 21 — ведущая шестерня; 22 — втулка ведомой шестерни; 23 — болт; 24 — ведомая шестерня.
Рис. 4. Масляный насос двигателей типа СМД: 1 — шестерня привода; 2 — шпонка; 3 — гайка; 4 — стопорная шайба; 5 и 13 — втулки валика ведущей шестерни; 6 —- лоток; 7 — крышка; 8 — корпус насоса; 9 — втулка ведомой шестерни; Ю — ось ведомой шестерни; 11 — ведомая шестерня; 12 — валик ведущей шестерни; 14 — ведущая шестерня; 15 — болт; 16 — штифт.
Валик ведущей шестерни вращается в двух чугунных втулках, одна из которых запрессована в крышку, а другая — в корпус масляного насоса. Соосность опор валика ведущей шестерни достигается совместной штифтовкой корпуса и крышки насоса и обработкой отверстий с одной установки.
Ведущую шестерню в горячем состоянии напрессовывают на валик. Более прочное крепление шестерни достигается неглубокими продольными проточками на валике.
Ведомая шестерня посажена на втулку и вращается на оси, запрессованной в корпус масляного насоса.
В корпусе масляного насоса со стороны нагнетательного отверстия расположен редукционный клапан, отрегулированный на давление 6,5—7 кг/см2. Натяжение пружины редукционного клапана осуществляется поворотом резьбовой втулки. После регулировки резьбовая втулка фиксируется в корпусе клапана стопорным кольцом и клапан пломбируется.
Производительность масляного насоса двигателей СМД с размером цилиндров 115×130 мм при противодавлении 4—5 кг/см2 и 1700 об1мин составляет 42 л!мин. На двигателях СМД с размером цилиндров 120X140 мм число оборотов масляного насоса повышено благодаря изменению числа зубьев приводных шестерен; его производительность равна 50 л/мин при противодавлении 6—6,5 кг/см2.
Масляный насос двигателей тракторов Т-38 и «Беларусь» (МТЗ-5Л, МТЗ-5М, МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС, МТЗ-7Л, МТЗ-7М, МТЗ-7ЛС, МТЗ-7МС, МТЗ-50ПЛ) создан на базе масляного насоса двигателей Д-35 и Д-36 (рис. 5).
Ведущая шестерня устанавливается на валике с помощью сегментной шпонки. Осевое перемещение шестерни ограничивается пружинным упорным кольцом 5. Валик вращается в двух бронзовых втулках 3 и Р, одна из которых запрессована в корпус насоса, а другая — в крышку.
Рис. 5. Масляный насос двигателей Д-35 и Д-36: 1 — корпус; 2 — ось ведомой шестерни; 3 — втулка корпуса; 4 — валик; б — пружинное упорное кольцо; 6 — шпонка ведущей шестерни; 7 — ведущая шестерня; 8 —- крышка корпуса насоса; 9 — втулка крышки; 10 — ведомая шестерня; 11 — втулка ведомой шестерни; 12 — редукционный клапан; 13 — пружина клапана; 14 — прокладка пробки редукционного клапана; 15 — пробка редукционного клапана; 16 — регулировочные шайбы.
Ведомая шестерня с бронзовой втулкой вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.
Редукционный клапан размещен в крышке корпуса насоса. Своей боковой поверхностью клапан закрывает отверстие, сообщающее полость нагнетания в корпусе насоса с полостью всасывания. В случае повышения давления в системе смазки более 3—3,3 кг/см2 редукционный клапан перепускает излишек масла из полости нагнетания в полость всасывания. Усилие сжатия пружины клапана регулируют шайбами, установленными под пружину в углубление пробки.
К боковому фланцу корпуса насоса крепится масло-отводящий патрубок, соединяющий нагнетательную полость насоса с вертикальным каналом в блоке, по которому подводится масло к фильтрам.
Производительность масляного насоса двигателей Д-35 и Д-36 при противодавлении 2,8—3,0 кг/см2 и 1510 об/мин составляет 24 л/мин.
В модернизированных масляных насосах этого типа производительность увеличена до 35 л/мин при противодавлении 2,5 кг/см2. Повышение производительности достигнуто благодаря увеличению числа оборотов шестерен масляного насоса с 1510 до 1620 в минуту при номинальном числе оборотов коленчатого вала двигателя. Число зубьев ведущей и ведомой шестерен и их ширина остались без изменения, а модуль увеличен с 2,75 до 3,25 мм.
Для удобства промывки сетчатый элемент сделан съемным.
Детали привода и места крепления масляного насоса не изменены, поэтому насосы старой и новой конструкции взаимозаменяемы.
Редукционный клапан масляного насоса, устанавливаемого на двигатели с фильтрами типа АСФО, регулируется на давление открытия 4,2 кг/см2, а клапан насоса, устанавливаемого на двигатели с реактивной центрифугой, — на 8 кг/см2 (двигатель Д-38) и 8,2—8,3 кг/сж* (двигатели Д-40М(Л) и Д-48М(Л). Производительность масляного насоса составляет 30 л/мин при 1620 об/мин и противодавлении 5,5—6,0 кг/см2 (двигатель Д-38) и 1740 об/мин и противодавлении 5,8— 6,2 кг/см* (двигатели Д-40М(Л) и Д-48М(Л).
Рис. 6. Масляный насос двигателя Д-50: 1— шестерня привода насоса; 2 — конический штифт; 3 — валик ведущей шестерни; 4 и 6 — втулки; 5 — крышка корпуса насоса; 7 — ведомая шестерня; 8 — корпус насоса; 9 — ось ведомой шестерни; 10 — сетка маслоприемника; 11 — маслоприемник; 12 — трубка, отводящая масло от насоса к блоку цилиндров; 13 — сегментная шпонка; 14 — пружинное кольцо; 15 — ведущая шестерня.
Масляный насос двигателей Д-48ПЛ, устанавливаемых на тракторы МТЗ-50ПЛ, более высокой производительности, чем насосы двигателей Д-40 и Д-48. При номинальных числах оборотов коленчатого вала 1700 в минуту и противодавлении 6,2—6,4 кг/см2 производительность масляного насоса составляет 38 л/мин. Производительность увеличена благодаря изменению передаточного отношения привода насоса, вследствие чего число оборотов масляного насоса возросло до 2380 в минуту. Редукционный клапан насоса регулируют на давление полного открыъия 10—10,3 кг/см2 (при нулевой производительности).
Масляный насос двигателей Д-50, устанавливаемых на тракторы iWT3-50 и МТЗ-52, улучшен по сравнению с насосом двигателя Д-48ПЛ.
Масляный насос крепится на крышке первого коренного подшипника и получает вращение непосредственно от шестерни коленчатого вала.
Шестерня (рис. 6) привода крепится на валике коническим штифтом с накаткой, а ведущая шестерня насоса — сегментной шпонкой .
В отличие от рассмотренных конструкций масляный насос двигателя Д-50 не имеет редукционного клапана. Последний смонтирован в корпусе масляной центрифуги.
Производительность масляного насоса составляет 35 л/мин при противодавлении 6,2—6,8 кг/см2 и 2600 об/мин его валика.
Масляный насос двигателей Д-28 (тракторы Т-28). Ведущая шестерня (рис. 7) с помощью штифта закреплена на конце ведущего валика, вращающегося в бронзовой втулке 6 корпуса масляного насоса. Ведомая шестерня вращается на оси 8, запрессованной в корпус насоса. Шестерни масляного насоса помещаются в расточках корпуса и закрыты крышкой. Для плотного прилегания крышки к корпусу плоскости разъема шлифуют и надежно затягивают болты крепления крышки. К корпусу насоса двумя болтами крепится трубка маслоприемника, приваренная к кронштейну. Внизу к этой трубке приварен колпак из листовой стали. К колпаку четырьмя винтами прикреплена сетка маслоприемника. Шестерня прцвода закреплена на консольном конце ведущего валика сегментной шпонкой, шайбой и болтом со стопорной шайбой 4.
В гнезде корпуса, сообщающемся с нагнетательной полостью масляного насоса, расположен редукционный клапан. Момент открытия редукционного клапана регулируют затяжкой пробки на давление 5,5 кг/см2.
Производительность масляного насоса не менее 13 л/мин при 1400 об/мин шестерен и противодавлении 4 кг/см2.
Масляный насос двигателей Д-30 и Д-37В (модернизированный трактор Т-28) расположен под крышкой распределительных шестерен, закреплен на переднем листе (рис. 8) четырьмя болтами и зафиксирован двумя установочными штифтами.
Рис. 7. Масляный насос двигателя Д-28: 1 — шестерня привода; 2 — шпонка; 3 — шайба валика; 4 — стопорная шайба; 5 и 22 — болты; б — втулка корпуса; 7 — ведущая шестерня; 8 — ось ведомой шестерни; 9 — ведомая шестерня; 10 — крышка насоса; 11 — корпус; 12 — трубка маслоприемника;. 13 — сетка маслоприемника; 14 — пробка редукционного клапана; 15 — пломба; 16 — пружина; 17 — редукционный клапан; 18 — болт; 19 — стопорная шайба; 20 — прокладка; 21 — фланец маслоприемника.
Рис. 8. Масляный насос двигателя Д-30: 1 — ведущая шестерня привода; 2 — корпус масляного насоса; 3 — ведомая шестерня привода; 4 — штифт с канавками; 5 — ведущая нагнетательная шестерня; 6 — валик ведущей шестерни; 7 — передний лист; 8 — ведомая нагнетательная шестерня; 9 — ось ведомой шестерни; 10, 11 и 15 — болты; 12 — крышка корпуса насоса; 13 — коленчатый вал двигателя; 14 — фланец подводящей трубки; 16 — фланец отводящей трубки.
Ведомая шестерня привода закреплена на валике б ведущей шестерни штифтом с канавками. Валик ведущей шестерни опирается на две втулки, запрессованные в расточки корпуса и крышки.
Ведущую шестерню, нагретую до 150—250°, напрессовывают на валик. Ведомая шестерня с запрессованной в нее втулкой вращается на оси.
Полость нагнетательных шестерен плотно закрыта крышкой, внутренняя и наружная плоскости прилегания тщательно прошлифованы. С задней стороны к корпусу насоса болтами прикреплен фланец подводящей трубки, а с передней — фланец отводящей трубки.
Редукционный клапан в системе смазки двигателя Д-30 расположен за пределами масляного насоса в передней части двигателя, с правой стороны его. Пружина редукционного клапана отрегулирована на давление 6 кг/см2.
Рис. 9. Масляный насос двигателей Д-14 и Д-20: 1 — винт крепления крышки насоса; 2 — стопорное пружинное кольцо; 3 — ось ведомой шестерни; 4 — ведомая шестерня; 5 — корпус насоса; 6 — крышка корпуса; 7 — ведущая шестерня; 8 — шестерня привода; 9 — штифт; 10 — валик шестерни привода; 11 — установочный штифт; 12 — втулки; 13 — сетка; 14 — винт; 15 — кольцо; 16 — колпак маслоприемника; 17 — трубка маслоприемника; 18 — шариковый клапан; 19 — пружина; 20 — регулировочная пробка; 21 — проволока; 22 — фланец; а — разгрузочная канавка.
Производительность масляного насоса не менее 30 л/мин при 2350 об/мин ведущей шестерни.
Двигатель Д-37В создан на базе двигателя Д-30. В масляном насосе двигателя Д-37В изменено зацепление ведомой шестерни привода и ведущей нагнетательной шестерни 5 с валиком 6. Обе шестерни фиксируются на валике шпонками.
Масляный насос двигателя Д-37М, устанавливаемого на трактор Т-40, конструктивно не отличается от масляного насоса двигателя Д-37В.
Масляный насос двигателей Д-14 и Д-20 крепят тремя болтами на передней внешней стенке картера. Между насосом и картером устанавливают картонную прокладку.
Масляный насос получает вращение от шестерни коленчатого вала через шестерню (рис. 9) привода, напрессованную на валик и предохраняемую от проворачивания штифтом. Валик шестерни привода вращается в чугунных втулках, запрессованных в корпус и крышку.
Плоская крышка фиксируется относительно корпуса насоса двумя штифтами и крепится к нему тремя винтами.
Ведущая шестерня напрессована на валик, на котором имеются продольные канавки для повышения надежности посадки шестерни.
Ведомая шестерня с запрессованной в нее чугунной втулкой вращается на оси 3, посаженной в расточки корпуса и крышки. От выпадения ось предохраняется стопорным кольцом. Фланец маслоприемника насоса двумя болтами крепят к фрезерованному фланцу на внутренней стороне картера. Между фланцем и картером ставят картонную прокладку.
В отверстии корпуса насоса со стороны нагнетательной полости установлен редукционный шариковый клапан. Редукционный клапан регулируется резьбовой пробкой 20 на давление 6,5 кг/см2.
Производительность масляного насоса при 1600 об/мин ведущей шестерни и противодавлении 4—4,5 кг/см2 составляет 20 л/мин.
Читать далее: Устройство масляных фильтров
Категория: - Маслянные насосы и фильтры тракторов
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
Виды и принцип работы масляного насоса автомобиля
Масляный насос, что это? Понятие и назначение масляного насоса
Масляный насос автомобиля это устройство, создающее в системе давление на смазку, благодаря чему она поступает к подвижным элементам двигателя внутреннего сгорания. Давление необходимо, чтобы подавать смазочный материал (масло) к тем элементам двигателя, которые нуждаются в принудительной смазке, например распредвал расположенный в головке блока цилиндров, то есть гораздо выше масляного бака и без давления создаваемого масленым насосом смазка к нему не попадет
Насос масло автомобиля приводится в действие благодаря коленчатому валу или через приводной вал от распредвала
По характеру управления их делят на два вида: регулируемые и нерегулируемые
- Регулируемый — благодаря возможности регулирования производительности создает стабильное давление в системе
- Нерегулируемый — постоянное давление смазки поддерживается за счет наличия и действия специального, редукционного клапана
В зависимости от конструкции они также делятся на:
1. Роторного типа — давление создается благодаря лопастям ротора
2. Шестеренного типа — масло получает давление благодаря работе шестеренок.
Они в свою очередь подразделяются на:
- шестеренные с наружным зацеплением — когда две шестерни находятся рядом,
- шестеренные с внутренним зацеплением, когда одна шестерня расположена внутри другой.
Разница в расположении шестерёнок не влияет на производительность, но влияет на размеры устройства. Благодаря тому что шестерни находятся друг в друге, требуется гораздо меньше мета для их размещения, а следовательно и шестеренный с внутренним зацеплением получается меньшим по габаритным размерам
Устройство масло насоса шестеренного типа
В корпус автомобильного масленого насоса помещены шестерни, одна из которых является ведущей (первая), а другая является ведомой (вторая). Шестерни подают масло от канала всасывания в систему, выталкивая смазочный материал через нагнетательный канал. Частота вращения коленчатого вала непосредственно оказывает влияние на производительность. Если, при работе такого маслонасоса, создается излишнее давление масла, то происходит автоматическое срабатывание редукционного клапана и часть масла отправляется в картер двигателя. Поэтому шестеренный тип маслонасоса по своей схеме работы относится к насосу нерегулируемого вида
Схема шестеренчатого насоса с внешним зацеплением
1. ведомая шестерня2. всасывающий канал3. ведущая шестерня4. приводной вал5. нагнетательный канал6. ось ведомой шестерни
Схема насоса с шестернями внутреннего зацепления
1. Маслоприемник2. Корпус3. Ведомая шестерня4. Ведущая шестерня5. Крышка6. Корпус редукционного клапана7. Передний сальник коленчатого вала8. Уплотнительное кольцо9. Пружина редукционного клапана10 . Поршень редукционного клапана
Устройство насоса масла роторного типа
- Всасывающая полость насоса
- Смазочный материал (масло)
- Внешний ротор
- Нагнетательная полость
- Приводной вал маслонасоса
- Внутренний ротор
Масляный насос, роторного типа, это механизм, конструкция которого состоит из внутреннего (ведущего) и внешнего (ведомого) роторов, расположенных внутри корпуса масло насосаПри повышении давления, в нерегулируемом роторном насосе, происходит автоматическое срабатывание редукционного клапана
В регулируемом роторном, постоянное давление масла поддерживается благодаря наличию подвижного статора, в свою очередь имеющего регулировочную пружину, позволяющую сохранять стабильное давление масла независимо от частоты вращения коленчатого вала. Постоянное давление смазочного материала сохраняется путем возможности изменять размеры полости между внешним и внутренним роторами, благодаря повороту статора в необходимом направлении
Принцип работы регулируемого насоса роторного типа. Схема
А — Сторона нагнетания маслаБ — Сторона всасывания масла
- Нагнетательная полость
- Внешний ротор
- Внутренний ротор
- Регулировочная пружина
- Всасывающая полость
- Приводной вал
- Подвижный статор
Преимущества регулируемого масляного насоса перед нерегулируемым типом
Очевидных преимуществ несколько. Из явных можно смело выделить:1 . Происходит снижение величины отбираемой мощности от двигателя (примерно 30%)2. Смазочный материал служит дольше, благодаря сокращению частоты и числа оборотов3. Происходит меньшее вспенивание масла
Схема масляного насоса ВАЗ 2115, 2114 (Лада Самара)
1. корпус масленого насоса2. ведомая шестерня3. ведущая шестерня4. редукционный клапан5. пружина редукционного клапана6. пробка7. уплотнительное кольцо8. передний сальник коленчатого вала9. крышка насоса10. резиновое уплотнительное кольцо11. маслоприемник
Просмотров: 563
autokontact.ru
Масляный насос: устройство и функции
Масляный насос двигателя – это устройство, использующееся для впрыска масла в работающий механизм, которое находится под давлением к поверхностям движущихся частей. Он рассчитан на подъем давления во внутренней системе, а также используется для обеспечения смазки работающих деталей.
Масляный насос АКПП одновременно исполняет одну из необходимых и важнейших функций – это переведение масла в специальный бак из емкости картера.
Система смазки в двигателе внутреннего сгорания играет значительную роль и используется для уменьшения изнашивания, для коррозийной защиты и охлаждения трущихся деталей, выведения ненужных объектов изнашивания их с поверхностей.
Электрический масляный насос двигателя – это механизм, совершающий работу от распределительного или коленчатого вала, с обязательным осуществлением правильной работы приводного вала.
Преимущественно масляный насос разделяется на два типа, в зависимости от моделей двигателя, на котором устанавливается, то есть на вид регулируемый или нерегулируемый. Они между собой различаются в основном тем, что нерегулируемыми насосами создается и обеспечивается непрерывное давление смазки в системе, посредством редукционного канала, а благодаря регулированию производительности насоса, на постоянном уровне поддерживается бесперебойное давление в регулируемых насосах.
В настоящее время наиболее распространенный вид масляного насоса – это шестеренчатый масляный насос. Его главное преимущество заключается в том, что он пригоден к ремонту, служит бесперебойно и надежно, а при его замене не требуются значительные денежные вложения. Такой масляный насос состоит из двух крайне важных элементов – двух шестерен, ведомой и ведущей, которые располагаются внутри корпуса. В насос движется масло через подающий канал, впрыскивается в систему непосредственно через нагнетающий проток. Общая продуктивность шестеренного насоса напрямую зависит от правильной работы коленчатого вала.
Помимо этого, стоит обращать внимание на то, что в процессе повышения давления подающего масла требуемого объема, осуществляется срабатывание редукционных клапанов, находящихся в канале, которые соединяют полости всасывания и нагнетания насоса, передающие в поглощающую полость определенное количество масла.
При этом давление, сдерживаемое редукционным клапаном, напрямую зависит от усилия сжатия пружины. При увеличении максимального разрешенного давления выходит шарик клапана, и некоторое количество масла начинает перекачиваться в полость всасывания, таким образом, снижается давление в магистрали. При работе шестеренок должно учитываться расстояние между стенками корпуса насоса и торцами зубьев шестерен, так как, располагаясь в масляном насосе, они крутятся в различных направлениях. Давление, создаваемое маслом и проходящее через насос, зависит от сопротивления магистрали, вязкости масла, угловой, а также общей скорости шестерен.
fb.ru
Масляный насос — Энциклопедия журнала "За рулем"
Схемы масляных насосов: а — шестеренный с наружным зацеплением;б — шестеренный с внутренним зацеплением;в — роторный;1 — ведущая шестерня;2 — корпус насоса;3 — всасывающий канал;4 — ведомая шестерня;5 — ось;6 — нагнетательный канал;7 — разделительный сектор;8 — ведомый ротор;9 — ведущий ротор
Масляный насос может приводиться в действие от коленчатого вала двигателя, распределительного вала или дополнительного приводного вала. Обычно применяют масляные насосы шестеренного типа с наружным или внутренним зацеплением шестерен. Насосы с внутренним зацеплением более компактны и приводятся непосредственно от коленчатого вала, поэтому они широко применяются в двигателях легковых автомобилей.Шестеренные масляные насосы с увеличением частоты вращения могут создавать очень высокое давление и подавать больше масла, чем это необходимо для работы двигателя. Поэтому на выходе из насоса устанавливается редукционный клапан, который открывается, когда давление превышает заданную величину и перепускает масло обратно во впускную полость насоса.Падение давления масла в смазочной системе может привести к быстрому выходу двигателя из строя, поэтому оно контролируется специальным датчиком, установленным в масляной магистрали. Электрический сигнал от датчика поступает к указателю давления масла, установленному на приборной панели, или к контрольной лампе аварийного давления. В некоторых двигателях сигнал от датчика давления используется электронным блоком управления, который может отключить двигатель в случае опасного снижения давления масла.
В поддоне картера современного двигателя установлен датчик контроля уровня масла
В отдельных конструкциях применяют датчики и для контроля уровня масла в поддоне картера. В двигателях многих грузовых автомобилей используются двухсекционные масляные насосы для разделения потоков масла. Для охлаждения масла могут использоваться масляные радиаторы или водомасляные теплообменники. Масляный радиатор обдувается воздухом, который охлаждает протекающее через него масло; теплообменник отдает тепло от масла в охлаждающую жидкость. При включении масляного радиатора может произойти падение давления в основных магистралях смазочной системы. Чтобы этого не произошло, перед входом в радиатор устанавливают предохранительный клапан.
wiki.zr.ru
Персональный сайт - Схема системы смазки и масляного насоса Газели
Система смазки двигателя — комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Маслом под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей. Остальные детали смазываются разбрызганным маслом.
![]() | Рис. 4.11. Схема системы смазки: 1 — приемный патрубок масляного насоса; 2 — редукционный клапан; 3 — отверстие для слива масла; 4 — масляная магистраль; 5 — датчик указателя давления масла; 6 — отверстие для подачи масла к шестерням привода масляного насоса; 7 — винтовая канавка; 8 — трубка для смазки распределительных шестерен; 9 — канавка на первой шейке распределительного вала; 10 — крышка маслозаливной горловины; 11 — полость в оси коромысел; 12 — канал в коленчатом вале; 13 — пробка; 14 — перепускной клапан открыт; 15 — перепускной клапан закрыт; 16 — фильтрующий элемент; 17 — пробка для слива отстоя; 18 — отверстие для разбрызгивания масла; 19 — датчик аварийного давления масла; 20 — масляный насос; 21 — пробка; 22 — указатель уровня масла; 23 — канал для подачи масла к оси коромысел |
В систему смазки входят масляный насос 20 (рис. 4.11) с приемным патрубком и редукционным клапаном (установлен внутри масляного картера), масляные каналы, масляный фильтр с перепускным клапаном, масляный картер, указатель уровня масла, крышка маслозаливной горловины, датчик указателя давления масла, датчик сигнализатора аварийного давления масла. Масло, забираемое насосом из масляного картера, поступает через маслоприемник по каналам в корпусе насоса и наружной трубке в корпус масляного фильтра. Далее, пройдя через фильтрующий элемент 16, масло поступает в полость второй перегородки блока цилиндров, откуда по сверленому каналу в масляную магистраль — продольный масляный канал 4. Из продольного канала масло по наклонным каналам в перегородках блока подается на коренные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала. Масло, вытекающее из пятой опоры распределительного вала в полость блока между валом и заглушкой, отводится в картер через поперечное отверстие 3 в шейке вала.
На шатунные шейки масло поступает по каналам 12 от коренных шеек коленчатого вала. В ось коромысел масло подводится от задней опоры распределительного вала, имеющей посередине кольцевую канавку, которая сообщается через каналы 23 в блоке, головке цилиндров и в четвертой основной стойке оси коромысел с полостью 11 в оси коромысел.
Через отверстия в оси коромысел масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей.
К шестерням привода распределительного вала масло подводится по трубке 8, запрессованной в отверстие в переднем торце блока, соединенное с кольцевой канавкой 9 на первой шейке распределительного вала. Из выходного отверстия трубки, имеющего малый диаметр, выбрасывается струя масла, направленная на зубья шестерен.
Через поперечный канал в первой шейке распределительного вала масло из той же канавки шейки поступает и на упорный фланец распределительного вала. Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, выбрасываемой из канала 6 в блоке, соединенного с четвертой шейкой распределительного вала, также имеющей кольцевую канавку. Стенки цилиндров смазываются брызгами масла от струи, выбрасываемой из отверстия 18 в нижней головке шатуна при совпадении этого отверстия с каналом в шейке коленчатого вала, а также маслом, вытекающим из-под подшипников коленчатого вала.
Все остальные детали (клапан — его стержень и торец, валик привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания, кулачки распределительного вала) смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя. Емкость системы смазки — 6 л. Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке коромысел и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой. Уровень масла контролируется по меткам «П» и «О» на стержне указателя уровня. Уровень масла следует поддерживать между метками «П» и «О».
Давление в системе смазки при средних скоростях движения автомобиля (примерно 50 км/ч) должно быть 200—400 кПа (2—4 кгс/см2). Оно может повыситься на непрогретом двигателе до 450 кПа (4,5 кгс/см2) и упасть в жаркую погоду до 150 кПа (1,5 кгс/см2). Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 100 кПа (1 кгс/см2) и при малой частоте вращения холостого хода — ниже 50 кПа (0,5 кгс/см2) свидельствует о неисправностях в системе смазки или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительного валов. Дальнейшая эксплуатация двигателя в этих условиях должна быть прекращена.
Давление масла определяется указателем на щитке приборов, датчик которого ввернут в корпус масляного фильтра. Кроме этого, система снабжена сигнальной лампой аварийного давления масла, датчик которой ввернут в отверстие в нижней части фильтра. Сигнальная лампа находится на панели приборов и светится красным светом при понижении давления в системе ниже 40—80 кПа (0,4—0,8 кгс/см2). Эксплуатировать автомобиль со светящейся лампой аварийного давления масла нельзя. Допустимо лишь кратковременное свечение лампы при малой частоте вращения холостого хода и при торможении. Если система исправна, то при некотором повышении частоты вращения лампа гаснет.
В случае занижения или завышения давления масла от приведенных выше величин следует в первую очередь проверить исправность датчиков и указателей, как это указано в разделе «Электрооборудование».
![]() | Рис. 4.12. Масляный насос: 1 — приемный патрубок с сеткой; 2 — крышка; 3 — ведущая шестерня; 4 — корпус; 5 — валик; 6 — ведомая шестерня; 7 — прокладка; 8 — прокладка патрубка |
Масляный насос (рис. 4.12) шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера. Насос прикреплен двумя шпильками к наклонным площадкам на третьей и четвертой перегородках блока цилиндров. Точность установки насоса обеспечивается двумя штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров. Корпус насоса 4 отлит из алюминиевого сплава, шестерни 3 и 6 имеют прямые зубья и изготовлены из металлокерамики (спеченного металлопорошка). Ведущая шестерня 3 закреплена на валике 5 штифтом. На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит вал привода масляного насоса. Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.
Крышка 2 насоса изготовлена из серого чугуна и крепится к насосу четырьмя болтами. Под крышку поставлена картонная прокладка толщиной 0,3 мм.
Маслоприемник и приемный патрубок 1 масляного насоса выполнены в едином корпусе из алюминиевого сплава. На приемной части патрубка завальцована сетка. Патрубок крепится к масляному насосу четырьмя болтами вместе с крышкой масляного насоса через паронитовую прокладку 8.
Производительность масляного насоса значительно выше, чем это требуется для двигателя. Запас производительности необходим для обеспечения соответствующего давления масла в системе на любом режиме работы двигателя. Лишнее масло при этом поступает из нагнетательной полости насоса через редукционный клапан обратно во всасывающую полость. При увеличении расхода масла через зазоры в подшипниках (если двигатель изнашивается) в системе также поддерживается необходимое давление, но через редукционный клапан в этом случае обратно в приемную полость насоса проходит меньшее количество масла.
Рис. 4.13. Редукционный клапан: 1 — плунжер; 2 — пружина; 3 — шайба; 4 — шплинт |
Редукционный клапан плунжерного типа расположен в корпусе масляного насоса. На торец плунжера 1 (рис. 4.13) действует давление масла, под влиянием которого плунжер, преодолевая усилие пружины 2, перемещается. При достижении определенного давления плунжер открывает отверстие сливного канала, пропуская лишнее масло в приемную полость насоса.
Пружина редукционного клапана опирается на плоскую шайбу 3 и крепится шплинтом 4, пропущенным через отверстия в приливе на корпусе насоса.
Редукционный клапан не регулируется; необходимая характеристика по давлению обеспечивается геометрическими размерами корпуса насоса и характеристикой пружины: для сжатия пружины до длины 40 мм необходимо усилие в пределах 43,5—48,5 Н (4,35—4,85 кгс). В эксплуатации не допускается изменять каким-либо способом усилие пружины редукционного клапана.
![]() | Рис. 4.14. Привод масляного насоса и датчика-распределителя зажигания: 1 — датчик-распределитель зажигания; 2 — втулка; 3 и 9 — штифты; 4 — корпус; 5 — валик; 6 — шайба упорная стальная; 7 — шайба упорная бронзовая; 8 — шестерня; 10 — валик привода масляного насоса |
Привод масляного насоса и датчика-распределителя зажигания (рис. 4.14) осуществляется от распределительного вала парой косозубых шестерен. Ведущая шестерня — стальная, залита в тело чугунного распределительного вала. Ведомая шестерня 8 — стальная, термоупрочненная, закреплена штифтом на валике 5, вращающемся в чугунном корпусе. Верхний конец валика снабжен втулкой 2, имеющей прорезь (смещена на 1,15 мм от оси валика) для привода датчика-распределителя зажигания. Втулка на валике закреплена штифтом 3. С нижним концом валика шарнирно соединен шестигранный валик 10, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.
При вращении шестерня 8 через упорные шайбы 6 и 7 прижимается к торцу чугунного корпуса привода. Смазка этого узла, а также валика в корпусе привода производится маслом, разбрызгиваемым шестернями привода и стекающим по стенке блока. Стекающее по стенкам масло попадает в прорезь (ловушку) на нижнем торце корпуса привода и далее через отверстие — на поверхность валика. В отверстии для валика в корпусе привода нарезана спиральная канавка, по которой масло при вращении валика поднимается вверх и равномерно распределяется по всей его длине. Лишнее масло из верхней полости корпуса привода отводится обратно в картер по сливному отверстию в корпусе.
Правильное положение датчика-распределителя зажигания на двигателе обеспечивается такой установкой привода в блоке, при которой в момент нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия) прорезь на втулке привода располагается параллельно оси двигателя на максимальном удалении от нее.
Рис. 4.15. Фильтр очистки масла: 1 — крышка; 2 и 5 — уплотнительные кольца; 3 — прокладка; 4 — фильтрующий элемент; 6 — пробка сливного отверстия; 7 — датчик аварийного давления масла |
Фильтр очистки масла (рис. 4.15) — полнопоточный, с бумажным или хлопчатобумажным сменными фильтрующими элементами. Через фильтр проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему.
Для данных двигателей применяются следующие фильтрующие элементы: НАМИ-ВГ-10, РЕГОТМАС-412-1-05 и РЕГОТМАС-412-1-06.
Фильтр состоит из корпуса, крышки 1 центрального стержня с перепускным клапаном и фильтрующим элементом 4. Корпус фильтра изготовлен из алюминиевого сплава и крепится к блоку цилиндров через паронитовую прокладку четырьмя шпильками. Центральный стержень ввернут на тугой резьбе в корпус. Верхний конец стержня имеет резьбу для гайки крепления крышки фильтра. Снизу в корпус ввернута пробка 6 для слива отстоявшихся загрязнений.
В бобышку в нижней части корпуса ввернут датчик 7 аварийного давления масла. Крышка 1 фильтра изготовлена из алюминиевого сплава. Она крепится колпачковой гайкой, навертываемой на выступающий из крышки резьбовой конец центрального стержня. В проточке крышки заложена резиновая уплотнительная прокладка. Гайка крышки уплотняется медной прокладкой.
Центральный стержень фильтра полый. В верхней его части расположен перепускной клапан, состоящий из текстолитовой пластины седла клапана, пружины и упора пружины. В стержне просверлено четыре ряда отверстий для прохода масла; верхний ряд расположен над клапаном и над фильтрующим элементом. При нормальном состоянии элемента его сопротивление невелико, около 10—20 кПа (0,1— 0,2 кгс/см2), и все масло проходит через него, как показано на схеме условными стрелками. Из фильтрующего элемента очищенное масло проходит через отверстия внутрь стержня и далее в систему смазки. При засорении элемента его сопротивление увеличивается, и, когда давление достигает 70— 90 кПа (0,7—0,9 кгс/см2), перепускной клапан открывается и начинает пропускать масло, минуя эломеж, как показано на рис. 4.11.
При установке в корпус торцы фильтрующего элемента снизу и сверху уплотняются кольцами 2 и 5 (рис. 4.15) из маслостойкой резины, плотно охватывающими центральный стержень. Уплотнение по торцам обеспечивается пружиной и опорной шайбой, прижимающими элемент к торцу бобышки крышки.
unikalavto.narod.ru