СТИЛЬ-АВТО

ПЕРВОУРАЛЬСК

Запчасти для иномарок и отечественных автомобилей в Первоуральске

ВАЗ 2110 ВАЗ 2107 ВАЗ 2105 ВАЗ 2106 ВАЗ 2109

Стартер ВАЗ 2109 – как оценить неполадки и починить не хуже механика? Ваз 2109 схема включения стартера


Стартер ВАЗ 2109 – схема механизма, неисправности, замена + Видео » АвтоНоватор

Для владельцев отечественных авто самостоятельный ремонт или сборка жизненно важных механизмов привычен и доступен, в этой статье попробуем повысить свой уровень мастерства и заменить стартер ВАЗ 2109 своими руками.

Схема стартера и назначение

На всех авто без исключения, а значит, и на ВАЗ 2109 стартер отвечает за запуск двигателя, а точнее, раскрутку коленчатого вала. По сути, он является маленьким электродвигателем. Устройство стартера ВАЗ 2109 включает в себя подвижный ротор, две обмотки, а также бендикс с комплектом щеток. Как же все это работает? Вокруг стартерной и роторной обмотки создаются магнитные поля противоположного значения, что приводит в динамику подвижный элемент. Подать напряжение на стартер довольно легко, а вот для ротора нужен посредник – щетки, состоящие из графита и меди.

Что же насчет бендикса стартера ВАЗ 2109, то этот элемент передает движение на маховик. Состоит деталь из следующих частей: вилка, соединяющая механизм с втягивающим реле, обгонная муфта, обеспечивающая движение в одну сторону, и шестерня. Многие автомобилисты знакомы с ситуацией, когда эта деталь стирается. Пробуксовка бендикса хорошо слышна и свидетельствует о том, что установка нового комплекта неизбежна. И хотя причиной часто служит загрязнение механизма, чистить его не рекомендуется. Бендикс из-за пыли и сажи подвергается износу, часто неравномерному, и даже после промывки уже не будет выполнять свою функцию на должном уровне.

Существует редукторный стартер и простой. Отличной является схема передачи крутящего момента на маховик. Редукторный стартер имеет дополнительный элемент между якорем и бендиксом. Многие считают такую конструкцию более продуктивной и менее прожорливой. Правда, ремонтируется редукторный агрегат сложнее.

Неисправности стартерного механизма

Если возникают какие-либо сложности с запуском авто, этот узел подозревается в первую очередь, но теперь, зная устройство стартера ВАЗ 2109, вы быстро сориентируетесь, куда смотреть. Насторожить также должны и различные звуки, похожие на металлический скрежет, вполне возможно, на вашем ВАЗ 2109 понадобится разборка стартера. Причина может крыться в маховике, и нужно будет заменить его венец. При этом скорей всего авто заведется, просто не сразу.

А вот если машина не заводится, и нет настораживающих звуков, тогда, возможно, придется осуществить замену муфты. Разберите стартер и демонтируйте ее, попробуйте прокрутить в обе стороны. Если она свободно вращается, то спокойно выкидывайте вышедшую из строя деталь. Понять, что необходимо снятие и замена износившихся щеток стартера, установленного на ВАЗ 2109, можно по характерному щелчку, после которого ожидаемый запуск мотора не состоится.

Снятие и подключение нового стартера

Абсолютно в любом из вышеописанных случаев вы столкнетесь с необходимостью рассмотреть устройство поближе. Следует заметить, что с выпуском ВАЗ 2109 вопрос, как снять стартер, стал более легко решаемым, ведь в этой модели схема расположения комплектующих под капотом существенно проще. Итак, вам понадобятся торцовые и накидные ключи и смотровая яма. Теперь независимо от того, нужна ли замена только втулок или стартера ВАЗ 2109 целиком, его нужно снять. Первым делом отсоединяются все провода тягового реле, после чего демонтируется колодка. Не забудьте снять высоковольтный провод от АКБ.

Следующий шаг – демонтаж защиты картера двигателя, для этого достаточно открутить крепежные болты. Потом освобождается подступ к интересующему нас механизму. Чтобы произвести его снятие, нужно открутить три гайки – две на блоке и одна в моторном отсеке. Схема подключения нового стартера ВАЗ 2109 такая же, только имеет обратный порядок, поэтому не вызовет затруднений.

Разборка начинается с того, что вам необходимо аккуратно сбить стопорное и ограничительное кольцо, а затем, отвинтив крепежи задней крышки, снять его. Теперь мы добрались до графитовых щеток, статора и якоря. Нужно отметить, что редуктора в этой части может и не быть, тогда статор достается после якоря. Если конструкция все-таки включает этот элемент, то действовать нужно несколько иначе. Хотя запомнить, как разобрать редукторный стартер на ВАЗ 2109 в случае его выхода из строя, несложно. Схема будет всего-то работать наоборот – первым вытаскивается сам статор, потом якорь, и уже в последнюю очередь идет редуктор.

Будьте внимательны, разборка часто осложняется потерей регулировочной шайбы, установленной на оси якоря, да и пропажей других мелких деталей – их немного, но отсутствие даже одной ставит под вопрос дальнейшую работу механизма.

Теперь вы представляете, как осуществляется снятие, сборка, установка и подключение стартера ВАЗ 2109, механика по таким вопросам можно больше не беспокоить.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

carnovato.ru

Схема подключения стартера ВАЗ | 2 Схемы

На автомобилях ВАЗ применяются стартеры, представляющие собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле и роликовой муфтой свободного хода (обгонной муфтой). Стартеры служат для обеспечения минимальной частоты вращения коленчатого вала, необходимой для запуска двигателя. Питание стартера в режиме пуска осуществляется от аккумуляторной батареи.

Реле стартера имеет подключение к цепному питанию, тем самым замыкая и размыкая цепь, в зависимости от того, с какой скоростью вращается коленвал. На всех автомобилях устройство стартеров одинаковое, отличия лишь незначительные конструктивные. Если вы разбираетесь, как работает стартер в одном автомобиле, то без затруднений разберетесь и в другом.

Чтобы поломка стартера не застала врасплох, рассмотрим, как заменить его самостоятельно. Но прежде почитайте теорию и изучите все варианты схем подключения стартера на разные модели авто ВАЗ, собранные редакцией 2 Схемы.ру по знакомым автоэлектрикам.

Схема соединений стартера ВАЗ 2101

  1. стартер;
  2. удерживающая обмотка тягового реле;
  3. выключатель зажигания;
  4. генератор VAZ 2101;
  5. блок предохранителей;
  6. втягивающая обмотка тягового реле;
  7. аккумуляторная батарея.

При обычных нагрузках ток вырабатываемый стартером составляет 150 А. Когда возникают большие нагрузки, например, зимой, возникающий ток может достигнуть 500 А. Это серьезное испытание для этого электроагрегата, поэтому не рекомендуется держать ключ на запуске дольше 10 секунд, а повторные попытки запуска надо делать с перерывом не менее минуты.

Схема соединений стартера на 2105

  1. генератор;
  2. аккумуляторная батарея;
  3. шунтовая катушка обмотки статора;
  4. стартер VAZ 2105;
  5. сериесная катушка обмотки статора;
  6. удерживающая обмотка тягового реле;
  7. втягивающая обмотка тягового реле;
  8. реле включения стартера;
  9. монтажный блок;
  10. выключатель зажигания.

Схема подключения стартера ВАЗ 2106

  1. стартер;
  2. генератор;
  3. аккумуляторная батарея;
  4. втягивающая обмотка тягового реле;
  5. выключатель зажигания;
  6. удерживающая обмотка тягового реле

1 – крышка со стороны привода; 14 – крышка реле;
2 – стопорное кольцо; 15 – контактные болты;
3 – ограничительное кольцо; 16 – коллектор;
4 – шестерня привода; 17 – щетка;
5 – обгонная муфта; 18 – втулка вала якоря;
6 – поводковое кольцо; 19 – крышка со стороны коллектора;
7 – резиновая заглушка; 20 – кожух;
8 – рычаг привода; 21 – шунтовая катушка обмотки статора;
9 – якорь реле 2106; 22 – корпус;
10 – удерживающая обмотка тягового реле; 23 – винт крепления полюса статора;
11 – втягивающая обмотка тягового реле; 24 – якорь;
12 – стяжной болт реле; 25 – обмотка якоря;
13 – контактная пластина; 26 – промежуточное кольцо.

Схема стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099

Электрический ток поступает в цепь включения стартера с вывода «30» генератора. Далее через колодку Ш8 (Х8) монтажного блока (выводы 5,6), колодку Ш1 (Х1)-розовый провод, на выключатель зажигания. Водитель поворачивает ключ в замке зажигания, чтобы включить стартер (положение 2) и замыкает контакты (50, 30). После чего замка зажигания по красному проводу ток поступает на колодку Ш1 (Х1) монтажного блока (вывод 8), далее колодка Ш5 (Х5) (вывод 4), реле включения стартера (вывод 85). Реле срабатывает. С вывода «30» реле включения ток уходит на вывод «50» тягового реле стартера, запитывая его обмотку. Тяговое реле срабатывает, запуская стартер.

В электрической цепи стартера применяется реле включения 111.3747-10.

  1. Винт крепления защитного колпака.
  2. Защитный колпак.
  3. Стопорное полукольцо.
  4. Гайка крепления задней крышки.
  5. Задняя крышка.
  6. Пружины щеток.
  7. Направляющие щеток (наружная часть).
  8. Щетки.
  9. Статор.
  10. Якорь.
  11. Рычаг привода.
  12. Привод.
  13. Ограничительное кольцо.
  14. Стопорное кольцо.
  15. Ось рычага привода.
  16. Винты крепления тягового реле.
  17. Передняя крышка.
  18. Пластмассовое уплотнительное кольцо крышки.
  19. Стяжные шпильки.
  20. Резиновая заглушка.
  21. Сердечник тягового реле.
  22. Возвратная пружина.
  23. Уплотнительное кольцо тягового реле.
  24. Тяговое реле.
  25. Уплотнительная шайба.
  26. Регулировочные шайбы.

Схема стартера для ВАЗ 2110, 2111, 2112

На автомобили ВАЗ-2110 устанавливались стартеры типа 57.3708 и имели следующие технические характеристики:

  • Номинальная мощность 1,55 кВт
  • Потребляемый ток при максимальной мощности не более 375 Ампер
  • Потребляемый ток в заторможенном состоянии не более 700 Ампер
  • Потребляемый ток в режиме холостого хода не более 80 Ампер

Схема подключения стартера на десятку приведена выше, вот ее расшифровка:

  1. АКБ
  2. генератор
  3. сам стартер
  4. замок зажигания

1 – вал привода;
20 – контактные болты;
2 – втулка передней крышки; 21 – вывод «положительных» щеток;
3 – ограничительное кольцо; 22 – скоба;
4 – шестерня с внутренним кольцом обгонной муфты; 23 – щеткодержатель;
5 – ролик обгонной муфты; 24 – «положительная» щетка;
6 – опора вала привода с вкладышем; 25 – вал якоря;
7 – ось планетарной шестерни; 26 – стяжная шпилька;
8 – прокладка; 27 – задняя крышка с втулкой;
9 – кронштейн рычага; 28 – коллектор;
10 – рычаг привода; 29 – корпус;
11 – передняя крышка; 30 – постоянный магнит;
12 – якорь реле; 31 – сердечник якоря;
13 – удерживающая обмотка; 32 – опора вала якоря с вкладышем;
14 – втягивающая обмотка; 33 – планетарная шестерня;
15 – тяговое реле; 34 – центральная (ведущая) шестерня;
16 – шток тягового реле; 35 – водило;
17 – сердечник тягового реле; 36 – шестерня с внутренними зубьями;
18 – контактная пластина; 37 – кольцо отводки;
19 – крышка тягового реле; 38 – ступица с наружным кольцом обгонной муфты.

Схема подключения стартера 2113, 2114, 2115

Втягивающее реле стартера

Реле пускового устройства называют втягивающим. Это связано с принципом его работы — оно выполняет функцию подключения пускового устройства к электрической цепи и соединения его якоря с коленчатым валом. Происходит это так: когда ток не подается на обмотки устройства, его якорь под действием возвратной пружины пребывает в выдвинутом вперед положении. Эта же пружина через специальную вилку удерживает шестерню бендикса, не давая ей входить в зацепление с венцом маховика коленвала.

Поворачивая ключ в замке зажигания, мы подаем ток на обмотку устройства. Под воздействием электромагнитного поля якорь подается назад (втягивается в корпус), замыкая контакты питания стартера. Сдвигается и шестерня бендикса, входя в зацепление с маховиком. В этот же момент втягивающая обмотка отключается, и в дело вступает удерживающая. Усилие от вала стартера передается через шестерню на маховик, заставляя коленчатый вал вращаться до того момента, пока мы не перестанем удерживать ключ в замке зажигания в положении запуска.

Какие функции выполняет втягивающее реле:

  • Защищает стартер от замыкания контактов в зажигании.
  • С целью отключения питания стартера в той ситуации, когда мотор работает, а ключ показывает режим «стартер».
  • Обеспечивает разгрузку контактов в замке зажигания.

Когда мотор запускается, напряжение от генератора идет на обмотку реле. Затем начинают работать шестерни приводной системы, за счет чего возникает магнитное поле. Маховик двигательной системы работает. Шестерня начинает свою работу благодаря обмотке удерживания, в то время когда болты замкнутся. Когда ключ возвращается в замок зажигания, то происходит обесточивание обмотки, таким образом, шестерня и маховик разъединяются. Эта схема касается современных автомобилей, включая и модели ВАЗ.

Если стартер работает с громким шумом, то это могло прослабиться крепление полюса или стартера. В первой ситуации усильте крепление, для этого затяните винт, а во второй – закрепите стартер. Если вы разобрали стартер и увидели, что муфта начинает пробуксовывать, то единственное, что нужно будет сделать, – это заменить привод стартера.

Подключение проводов к стартеру

Подключение стартера на ВАЗ — инструкция. Закрепите реле в том месте, где удобно (например бачок омывателя). Подведите провода к стартеру. Затем снимите проводок красного цвета, находящегося на плоском выводе реле, и нужно сделать соединение с разъемом провода типа «папа» и провода от нового реле.

Провод, имеющий кольцевой наконечник для 8 мм, оденьте на положительную сторону стартера и притяните гайкой. Провод нового реле типа «мама» наденьте на тот контакт, который освободился у тягового реле. Этот провод будет передавать плюс на катушку. Используя хомут, притяните новый провод и штатный вместе. Провод от катушки маленькой длины прикрутите. Теперь можно произвести включение нового реле.

2shemi.ru

Ремонт стартера на ВАЗ 2109 – устройство и неисправности

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Автомобиль ВАЗ 2109 стал родоначальником целой серии очень удачных и популярных моделей. Начало выпуска первых переднеприводных ВАЗовских модификаций произвело настоящий фурор.

Дизайн, компоновка силового агрегата, стиль управления, оформление салона – всё было новым и притягательным. Вождение также дарило совершенно иные ощущения. Машинка была более маневренной, приёмистой с мягким, информативным управлением.

Многообещающее начало сменилось реалиями особенностей отечественного производства – поломки были позаимствованы от прежних «Жигулей». В особенности это касается системы пуска. Не удивительно, ведь: как принцип работы, так и устройство стартера ничуть не изменились.

Ремонт стартера ВАЗ 2109 для опытного автолюбителя, который уже успел познакомиться с этим агрегатом в старых моделях «классики», совершенно не представляет затруднений.

Как в большинстве автомашин, устройство стартера ВАЗ 2109 достаточно привычно:

  • электромотор постоянного тока на четыре полюса с электромагнитным включением;
  • муфта свободного хода в комплекте с шестернёй;
  • тяговое реле.

Неисправности стартера ВАЗ 2109, которые чаще всего встречаются

Ремонтируем стартер на Самаре 2

Учитывая, что общая конструкция стартера не претерпела совершенно никаких изменений, разработчики всё же попытались внести определённых коррективы, модернизировали некоторые детали.

Основное отличие – это втулка вала, которая теперь не принадлежит стартеру, а устанавливается в картере системы сцепления. Об этой детали часто забывают во время диагностики и ремонта. Проводя ремонт стартера 2109, неопытные водители с недоумением обнаруживают признаки поломки, когда в самом стартере заменено всё, что только можно заменить.

Замена втулки стартера ВАЗ 2109 также имеет свои особенности. Её не так уж легко извлечь, если не знать, как это правильно делать. Осуществить это очень просто, если ввинчивать подходящий по диаметру метчик. Нарезая резьбу внутри изношенной втулки, он аккуратно извлечёт её из гнезда.

В остальном, неисправности стартера ваз 21099 (и всех иных модификаций 9-ки), которые чаще всего встречаются, могут быть такие:

  • вал стартера не вращается или вращается очень медленно;
  • вал вращается, но шестерня не получает качественного зацепления с венцом маховика;
  • втягивающее реле многократно впустую срабатывает, но не удерживает шестерню в зацеплении;
  • при работе стартер издаёт необычный шум.

О том, как проверить стартер ВАЗ 2109, можно прочитать в специальной литературе, но если возникли проблему с запуском мотора, незамедлительно следует приступить к ремонту.

Разборка стартера ВАЗ 2109 и устранение неполадок

Перед любым ремонтом системы пуска, необходимо обязательно проверить состояние аккумуляторной батареи, а также качество контактов на цепи: аккумулятор – замок зажигания – реле стартера – тяговое реле.

Очень часто причина плохого пуска кроется в этой части и стартер оказывается совершенно не причём. Перед разборкой должна быть подробно изучена и запомнена схема подключения стартера ВАЗ 2109. Это важно для удачной установки после ремонта.

Снимается стартер достаточно просто. Для этого необходимо: отключить клеммы аккумулятора, демонтировать защиту картера двигателя, открутить и отключить клеммы электропроводки. После того, как будут откручены три гайки крепления к картеру, стартер оказывается у нас в руках. В ходе разборки стартера необходимо уделять особое внимание таким его частям: якорь мотора, состояние обмоток, состояние щёточного узла, изношенность шестерён, втулок, чистота контактов тягового реле.

Любая из деталей должна быть очищена и осмотрена, а электрочасти проверены специальными приборами. Для этого пригодится электрическая схема стартера ВАЗ 2109. Всё, что подгорело, сильно загрязнилось, износилось или сломалось необходимо заменять новыми запчастями и не стараться экономить на ремонте.

cartore.ru

Стартер ВАЗ-2109. Что нужно знать каждому уважающему себя водителю

Если речь зашла о стартере ваз 2109, то именно на этих машинах уже установлен один из тех, кто именует себя  29.3708 или 423.3708, иногда 5712.3708. Эти модели представляют собой тот самый электродвигатель с постоянным током смешанного возбуждения, у которого есть еще и тяговое реле двухобмоточное, тяговое.

Установочные размеры вышеуказанных стартеров практически одинаковы - различия лишь в устройстве привода и коллекторного узла. Для стартера 29.3708 предусмотрен коллектор торцового типа, а у стартера  423.3708 он  цилиндрический. Больше различий нет, но стартер 5712.3708 в приводе наделен планетарным редуктором.  Если  приемы при снятии или установки во время ремонта одинаковы для всех вышеперечисленных единиц, то речь пойдет о ремонте того, что начинается с цифры  4.

Давайте рассмотрим рисунок:

Непосредственно в самом корпусе стартера (16 ) вы найдете четыре закрепленных полюса (17). У всех есть обмотки возбуждения. 3 из них серийного выпуска, а одна шунтовая.  Присмотритесь к корпусу (16) и крышкам (6,  14). Они стянуты 2  шпильками.  При этом якорь (18) уже имеет цилиндрический  коллектор (12).  Вращение заднего конца вала якоря происходит во втулке из металлокерамики. Она  запрессована в крышку (14). Передний конец  помещен  во втулку, которая запрессована в картере сцепления.

Запомните схему соединения стартера, вам подобный план пригодится еще не раз, когда будете делать ремонт авто своими руками.

 

Что делать, если не крутит стартер ваз 2109

Прежде, чем разобрать конкретные случаи, посмотрите видео о ремонте стартеров в специализированном сервисном центре.

А теперь конкретика.

Случай первый: Если у вас не крутит стартер ваз 2109 индектор и машина стоит колом около недели, а мороз уже за минус 20 перевалил, то можете на аккумулятор не грешить: при отлично работающих световых приборах (габаритках, аварийках и дальнем свете) проблемы могут быть решены двумя способами.

·         Совет 1. Вы слышите щелчки или их нет в помине? Проверьте предохранители, осмотрите проводку и  реле втягивающее. Начните процедуру запуска заново. Теперь щелкает, но при этом не крутится? Пора менять реле втягивающее.

·         Совет 2.  Посмотрите, насколько износились втулки. Заменили и опять проблемы? Тогда это может быть ротор, который  лег на статор. Устраните эту проблему – поедете к любимой девушке!

Случай второй: автовладелец купил экспортный вариант 2109. Поворачивает ключ зажигания, при этом загораются лампочки STOP, датчик  давления масла, а лампа аккумулятора светиться не хочет. Хозяин поворачивает ключ в третье положение, но опять  тишина: стартер вообще не крутит. При этом и вентилятор печки перестает работать. Водитель отпускает ключ  - и радость: вентилятор набирает обороты.  Лезет в АКБ : там все в порядке, затем  подает питание на втягивающую: стартер начинает крутить, и машинка завелась, но зарядки как не было, так ее и нет.  Аккумулятор на стол! Исправен, оказывается. Новое действие: поставил только что купленный мост. И тут облом, хотя лампочка в приборе светится, предохранители все целы, а реле в замке зажигания пытается щелкать.

Вопрос: что с контрольной лампой заряда АКБ?

·         Ответ 1: Поменяйте мост и реле зарядки, которое со щетками в комплекте идет. Однако в предохранители лезть не стоит.  Токи пуска не защищены конкретными  предохранителями.

·         Ответ 2: Окислился контакт силового провода. Примерно  на уровне разъеме монтажного блока, где-то  под капотом.

·         Ответ 3: Проверьте провод, идущий от батареи к корпусу вашего двигателя. Даже если тяга хорошая, то не поленитесь открутить и зачистить клемму, находящуюся под болтом.

 

Как выглядит реле стартера ваз 2109

Информация для авточайников:

·         цифра 8 ваша;

·         если взглянуть из-под капота авто, то сразу увидите, что висит оно на задней стенке отсека (моторного). И толстый провод красного цвета к реле идет;  

·         не увидели? Да вот же оно: прямо на рамке, смотрит на вас  четырьмя контактами слева от вакуумника.

Для тех, кто еще не в теме, предлагается фото.

Втулка стартера ваз 2109

Вот она, красавица.

Как же ее самостоятельно вытащить? Если удалось  подметить, что стартер иногда с натягом проворачивает ваш силовой агрегат при условии полного заряда  аккумуляторной батареи, то виновник явлению  – якорь, который  задевает статор. Небольшой проблемы вполне достаточно, чтобы вал стартера немного перекосило:  узкий зазор при этом полностью исчезает. Но иногда причина кроется в сильном износе подшипника (переднего). Можете сутки спать спокойно: проблема эта быстро решаема. Для ее устранения надо подготовить подходящий по размеру метчик, найти патрон от дрели, взять длинный болт и старую втулку, банку с гайками и ящик с гвоздями. Теперь стоит отключить АБ, стартер, а затем лишить из «шубы», то есть снять проводку. Получилось? Приступайте к вывинчиванию у прибора нижнего болта и снимайте со стартера оставшиеся крепежные элементы.

Берем мечик и устанавливаем его в патрон ручной дрели: попробуем  выполнить резьбу во втулке. Осторожно! На малых оборотах проводите такие действия.   Метчик как девушка: предмет хрупкий. Лишнее усилие, небольшой перекос могут и сломать его. Не дай бог случится такое: придется раскошеливаться на  новое изделие. Хотя можно провести реанимацию с помощью  длиннющего болта с резьбой, вытачивая новые канавки. Как только они готовы, необходимо вставить  гвоздики таким образом, чтобы их кончики выступали не более, чем на сантиметр над торцом.

Прямо шедевр футуризма получился! Его монтируем во втулку, производим манипуляции, пытаясь  вытащить обломок, при этом делаем все ровно, без перекосов.  Как только получилось нарезать оборотов, то вытаскиваем метчик, затем  вставляем подходящий по размеру болт и тянем наружу втулку.  Такую операцию можно проводить несколько раз.  Стартер любит капризничать  из-за перекоса вала, поэтому через какое-то время будет опять плохо держать втулку. Что делать? Точно не вытирать пот с лица, заканчивать ремонт стартера ваз 2109, повторяя монотонные действия. Готовьтесь в поход по магазинам. Пока вы будете наслаждаться запахом железа, ваша вторая половинка купит журнал, где прочитает статью об истории марки ВАЗ 2109 и пожалеет, что приобрели по более низкой цене не отечественный агрегат.

vsepoedem.com

Электросхемы - Самара, Самара 2

Руководство по ремонту и эксплуатации - Неисправности автомобиля в пути - Электросхемы

Рис. 3.14. Схема бесконтактной системы зажигания ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

1 - бесконтактный датчик; 2 - датчик-распределитель зажигания; 3 - свечи зажигания; 4 - коммутатор; 5 - катушка зажигания; 6 - монтажный блок; 7 - реле зажигания; 8 - выключатель зажигания.

Рис. 3.15. Система управления электромагнитным клапаном карбюратора на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

А - к выводу «30» генератора; Б - нумерация штекеров в блоке управления; 1 - концевой выключатель карбюратора; 2 - электромагнитный клапан карбюратора; 3 - монтажный блок; 4 - выключатель зажигания; 5 - реле зажигания; 6 - блок управления; 7 - катушка зажигания.

Рис. 3.16. Схема соединений генератора ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

1 - генератор; 2 - отрицательный вентиль; 3 - дополнительный диод; 4 - положительный вентиль; 5 - контрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи; 6 - комбинация приборов; 7-вольтметр; 8 - монтажный блок; 9-дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт; 10 - реле зажигания; 11 - выключатель зажигания; 12 - аккумуляторная батарея; 13 - конденсатор; 14 - обмотка ротора; 15 - регулятор напряжения.

Рис. 3.17. Схема включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 с монтажным блоком типа 17.3722

А - к выводу «30» генератора; К9 - реле включения электродвигателя вентилятора; 1 - электродвигатель вентилятора; 2 - датчик включения электродвигателя; 3 - монтажный блок; 4 - выключатель зажигания.

Рис. 3.18. Схема соединений стартера ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

А - втягивающая обмотка; Б - удерживающая обмотка; 1 - реле включения стартера; 2 - монтажный блок; 3 - выключатель зажигания; 4 - генератор; 5 - аккумуляторная батарея; 6 - стартер.

Рис. 3.19. Схема включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 с монтажным блоком типа 2114-3722010-60

А - к выводу «30» генератора; 1 - электродвигатель вентилятора; 2 - датчик 66.3710 включения электродвигателя; 3 - монтажный блок.

Электрические схемы автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099, ВАЗ-2113, ВАЗ-2114, ВАЗ-2115

Цитата

dricar.ru

Ремонт стартера на ВАЗ 2109 – устройство и неисправности

Содержание статьи:

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Автомобиль ВАЗ 2109 стал родоначальником целой серии очень удачных и популярных моделей. Начало выпуска первых переднеприводных ВАЗовских модификаций произвело настоящий фурор.

Дизайн, компоновка силового агрегата, стиль управления, оформление салона – всё было новым и притягательным. Вождение также дарило совершенно иные ощущения. Машинка была более маневренной, приёмистой с мягким, информативным управлением.

Многообещающее начало сменилось реалиями особенностей отечественного производства – поломки были позаимствованы от прежних «Жигулей». В особенности это касается системы пуска. Не удивительно, ведь: как принцип работы, так и ничуть не изменились.

Ремонт стартера ВАЗ 2109 для опытного автолюбителя, который уже успел познакомиться с этим агрегатом в старых моделях «классики», совершенно не представляет затруднений.

Как в большинстве автомашин, устройство стартера ВАЗ 2109 достаточно привычно:

  • электромотор постоянного тока на четыре полюса с электромагнитным включением;
  • муфта свободного хода в комплекте с шестернёй;
  • .

Неисправности стартера ВАЗ 2109, которые чаще всего встречаются

Ремонтируем стартер на Самаре 2

Учитывая, что общая конструкция стартера не претерпела совершенно никаких изменений, разработчики всё же попытались внести определённых коррективы, модернизировали некоторые детали.

Основное отличие – это втулка вала, которая теперь не принадлежит стартеру, а устанавливается в картере системы сцепления. Об этой детали часто забывают во время диагностики и ремонта. Проводя ремонт стартера 2109, неопытные водители с недоумением обнаруживают признаки поломки, когда в самом стартере заменено всё, что только можно заменить.

Замена втулки стартера ВАЗ 2109 также имеет свои особенности. Её не так уж легко извлечь, если не знать, как это правильно делать. Осуществить это очень просто, если ввинчивать подходящий по диаметру метчик. Нарезая резьбу внутри изношенной втулки, он аккуратно извлечёт её из гнезда.

В остальном, неисправности стартера ваз 21099 (и всех иных модификаций 9-ки), которые чаще всего встречаются, могут быть такие:

  • вал стартера не вращается или вращается очень медленно;
  • вал вращается, но шестерня не получает качественного зацепления с венцом маховика;
  • втягивающее реле многократно впустую срабатывает, но не удерживает шестерню в зацеплении;
  • при работе стартер издаёт необычный шум.

О том, ВАЗ 2109, можно прочитать в специальной литературе, но если возникли проблему с запуском мотора, незамедлительно следует приступить к ремонту.

Разборка стартера ВАЗ 2109 и устранение неполадок

Перед любым ремонтом системы пуска, необходимо обязательно проверить состояние , а также качество контактов на цепи: аккумулятор – замок зажигания – реле стартера – тяговое реле.

Очень часто причина плохого пуска кроется в этой части и стартер оказывается совершенно не причём. Перед разборкой должна быть подробно изучена и запомнена схема подключения стартера ВАЗ 2109. Это важно для удачной установки после ремонта.

Снимается стартер достаточно просто. Для этого необходимо: отключить клеммы аккумулятора, демонтировать защиту картера двигателя, открутить и отключить клеммы электропроводки. После того, как будут откручены три гайки крепления к картеру, стартер оказывается у нас в руках. В ходе разборки стартера необходимо уделять особое внимание таким его частям: якорь мотора, состояние обмоток, состояние щёточного узла, изношенность шестерён, втулок, чистота контактов тягового реле.

Любая из деталей должна быть очищена и осмотрена, а электрочасти проверены специальными приборами. Для этого пригодится электрическая схема стартера ВАЗ 2109. Всё, что подгорело, сильно загрязнилось, износилось или сломалось необходимо заменять новыми запчастями и не стараться экономить на ремонте.

portalvaz.ru

Устройство стартера ваз 2109 - Всё об автомобилях Лада ВАЗ

Устройство стартера ВАЗ 2109

Модели стартеров для ВАЗ 2109

Автомобиль ВАЗ 2109 может комплектоваться одной из трех моделей стартеров. В своей «девятке» автолюбитель может обнаружить устройство под номером 29,3708, либо 5712,3708, либо 423,3708.

Фото стартера 29.3708-01, используемого в качестве одного из стандартных стартеров на автомобиле ВАЗ 2109.

Не трудно догадаться, что все эти модели очень похожи между собой и являются взаимозаменяемыми. Более того, такими же стартерами оснащают автомобили ВАЗ 2108 и ВАЗ 21099. За такую взаимозаменяемость деталей, а частности, и ценится отечественный автопром.br> Устройство стартера ВАЗ 2109 довольно типично для данного типа устройств. Однако характерной отличительной чертой конструкции является отсутствие опоры вала двигателя в самой крышке стартера, если брать сторону, обращенную к маховику двигателя. Опорой в рассматриваемом случае служит втулка, размещенная в картере сцепления – именно она выступает конечной точкой двигателя устройства.

Если стартер 5712,3708 спроектирован с использованием планетарной передачи, то остальные две модели такой детали лишены. Стартер 29 серии имеет торцевой коллектор, а модель 423 серии оснащается цилиндрическим коллектором. Помимо указанных отличий, модели очень похожи друг на друга. Все трое основаны на четырехполюсном четырехщеточном двигателе постоянного тока. Четыре стальных полюса удерживаются на винтах. Корпус, полюсы, и катушки обмотки вместе составляют статор. Корпус первой модели стягивается шпильками; во второй для этой же цели используются стягивающие болты.

Устройство стартеров

Устройство стартера 2109 всех трех моделей включает реле с двойной обмоткой. Модель 5712,3708 имеет по паспорту типичную мощность 1,55 кВт, модель 29,3708 выдает около 1,3 кВт. Максимальный ток потребления составляет 700 А и 500 А соответственно.

Итак, процесс начинается с подачи напряжения в тяговое реле, после чего в его втягивающей обмотке возникает магнитное поле.

Схема устройства стартера 29.3708, стандартно применяемого на автомобиле ВАЗ 2109. Основные компоненты: 4 – обгонная муфта; 5 – рычаг привода; 7 – якорь реле; 13 – щетка; 18 – якорь; Остальные элементы стартера помечены но не подписаны, чтобы не перегружать информацией.

Якорь начинает втягиваться в сердечник, и посредством рычага шестерня приходит в движение, и зацепляется с зубьями маховика двигателя автомобиля. Когда якорь реле доходит до своего крайнего положения, он замыкает контакты на противоположной стороне корпуса реле – первая обмотка отключается, магнитное поле возникает в удерживающей обмотке. Параллельно с этим начинается подача тока в двигатель стартера.

Двигатель построен так, что три его катушки подключены с обмоткой якоря последовательно, а четвертая – параллельно. Такое решение дает превосходную мощность при запуске двигателя автомобиля, а при холостой работе мощность, наоборот, стремительно падает (что значительно сокращает износ деталей и расход энергии аккумуляторной батареи). Якорь состоит из стальных пластин, нанизанных на середину вала. По кругу сердечника проделаны прорези, в которых с использованием изолирующего материала проложена медная обмотка. Последняя запаяна на коллектор.

Этапы работы стартера данной модели

Когда подается ток на двигатель, замыкаются цепи обмоток якоря и статора. Возникшее магнитное поле начинает вращать якорь. В модели стартера 5712,3708 крутящий момент преобразуется в планетарной передаче и передается на второй вал. В стартерах 29,3708 и 423,3708 крутящий момент не преобразуется, а передается напрямую. Через шлицы усилие подается на ступицу, и начинает вращаться обгонная муфта.

Устройство стартера ВАЗ 2109 задумано с использованием типичной обгонной муфты (бендикса), состоящей из двух колец. Внутреннее кольцо вращается вместе с валом, на который оно насажено. Наружное кольцо соединено с шестерней, которая вращает маховик. Между двумя этими плоскими кольцами размещены стальные цилиндры – они помещаются в выемки на внутренней стороне внешнего кольца. Выемки сделаны в форме полукапель. Цилиндры, находясь в широкой стороне выемки, вращаются свободно. Когда одно кольцо меняет свое направление, цилиндры заклинивают кольца и таким образом муфта выступает как монолитная деталь.

Когда стартер через маховик раскручивает двигатель до нужной скорости, и он заводится, скорость вращения ДВС значительно превосходит скорость вращения стартера. Тогда в ход вступает бендикс, который рассоединяет свои кольца, и двигатель стартера начинает крутится уже независимо от двигателя автомобиля (вхолостую), тем самым не подвергаясь опасности разрушения.

После поворота ключа в замке зажигания обратно, двигатель стартера останавливается. На реле не подается напряжение, и якорь выходит обратно, размыкая контакты двигателя. Через действие рычага муфта отходит в изначальное положение, и стартер принимает состояние покоя.

Читайте так-же, другие обзоры

  • Устройство редукторного стартера

В данном обзоре дается описание основных принципов работы стартера автомобиля, снабженного редуктором.

  • Устройство стартера автомобиля

    Схематическое описание устройства, предназначенного для запуска двигателя автомобиля.

  • Герметичные свинцово кислотные аккумуляторы

    Основные правила работы с герметичным автомобильными аккумуляторами, которые позволят максимально продлить срок жизни данного устройства.

    Популярные обзорыТойота Лэнд Крузер 200 Люксовая модель Лэнд Крузера, выпущенная в 2007. Хонда Пилот Хонда Пилот это восьмиместный паркетник, который. Рено Сандеро Степвей Модификация стандартного Рено Сандеро, с. Порше Кайен Шикарный автомобиль Cayenne, производства Porsche. Аукционы по продаже автомобилей от банков Есть ли смысл приобретать автомобиль не у.

    Главная страница О сайте Написать нам Реклама на сайте © 2012 AUTOGREP «авто Россия»Все материалы, представленные на сайте, защищены авторскими правами (см. Гл. 70 ч. 4 ГК РФ). Использование материалов сайта в печатных изданиях или в сети интернет возможна только с разрешения владельца сайта. (с) autogrep.ru.

    Устройство стартера ВАЗ 2109.

    Приветствую Вас дорогие посетители. В этой статейке, мы рассмотрим устройство стартера ВАЗ 2109, а так же принцип его работы. Я думаю, что если знать, как работает данный механизм, то тогда его можно с лёгкостью отремонтировать, не прибегая к помощи специалистов в данной области.

    Зачем это нужно знать? Я считаю, что каждый уважающий себя водитель, должен знать или хотя бы немного представлять, как работают узлы и агрегаты в автомобиле. Вот, например, в статье ремонт стартера ВАЗ 2109. я рассказывал о ремонте стартера и когда Вы будите производить его ремонт, Вы можете не установить маленькую опорную шайбу, не придав ей особого значения, тем самым лишив стартер защиты от выхода из строя при превышении оборотов якоря. Или в статье о втягивающем реле ВАЗ 2109. когда нужно для проверки перемкнуть определённые выводы. Что это за выводы и какая у них роль, Вы должны знать.

    Что бы все работы со стартером проводить правильно, я думаю, Вы должны знать хотя бы примерное устройство стартера, вот об этом сейчас и поговорим.

    Начнем, пожалуй, с самого верха, а сверху у нас расположено втягивающее реле. Вот оно.

    Этот маленький механизм, одновременно выполняет две задачи, подаёт напряжение к якорю стартера и заводит в зацепление бендикс. Главная составляющая этого механизма электромагнит, который состоит из наружной обмотки и внутреннего сердечника.

    Вот нашел фотку в интернете, где отлично показано устройство втягивающего реле. Синей стрелкой, указана электромагнитная катушка, которая намотана медным проводом в лаковой изоляции. Сердечником служит металлический стержень (указан зелёной стрелкой), который одновременно тянет рычаг бендикса и толкает шток контактов. Контакты втягивающего реле, расположены в задней части и имеют вот такую форму.

    Далее переходим к самому стартеру.

    В задней части, расположен щеткодержатель.

    Все щётки одинаковые и изготовлены из бронзографитового материала. Устанавливается две щётки плюсовые и две минусовые, плюсовые щеткодержатели изолированы от корпуса специальными фторопластовыми (или пластиковыми) пластинами. Каждая щётка, прижимается специальной пружиной, которая обеспечивает оптимальный прижим щётки к коллектору якоря.

    Теперь, рассмотрим якорь стартера.

    Основа якоря, это цельнометаллический вал, на котором набраны металлические пластины и напрессован коллектор. Обмотка якоря состоит из толстого медного провода прямоугольного сечения (шинка). Обмотка укладывается в канавки металлических пластин и припаивается к коллектору. В передней части вала, сделаны винтовые прорезы, по которым скользит бендикс.

    В корпусе стартера расположен и сам статор.

    Статор содержит в себе четыре обмотки, которые соединены между собой. Каждая обмотка, прикреплена к корпусу с помощью металлической пластины и одного болта. При выходе из строя, какой-то из обмоток её можно легко заменить.

    В передней части данного механизма, на валу якоря располагается бендикс.

    Бендикс, это обычная обгонная муфта. Он приводится в действие рычагом, который управляется втягивающим реле. Ремонтировать этот механизм не советую, лучше сразу заменить его новым. На верхней фотографии, видно, что в передней части вала якоря есть специальная проточка, в которой устанавливается стопорное кольцо и ограничительная шайба. Шайба служит для того, что бы бендикс не выходил дальше, чем нужно.

    В принципе ничего сложного здесь нет, и я думаю, что каждый может запросто разобраться, что к чему и приступить к ремонту.

    И ещё, последнее о чем я в этой статье хотел бы упомянуть, это то, что в новых моделях стартеров используется редуктор.

    Редуктор состоит из внутренней ведущей шестерни, трёх сателлитов и наружной шестерни. Благодаря редуктору, стартер уменьшился в размерах.

    Бывает, что изготавливают стартера, в которых, наружная шестерня сделана из пластмассы.

    При покупке, будьте внимательны, что бы продавец ни подсунул вам вот такой товар, потому что более чем месяц редуктор не выдержит.

    Ну, вот, пожалуй, и всё.

    До новых публикаций.

    • Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор
    • Ремонт генератора ВАЗ 2110
    • Разборка генератора ВАЗ 2110
    • Замена подшипников генератора ВАЗ 2110
    • Снимаем приборную панель
    • Установка маршрутного компьютора в ВАЗ 2115 Калина
    • Замена втулок стартера ваз 2107-2110
    • Разборка стартера ВАЗ 2106-2114
    • Замена стартера ВАЗ 2107-2114
    • Реле стартера ВАЗ 2107-2115
    • Ремонт стартера ВАЗ 2106-2115
    • Устройство стартера ВАЗ 2109

    • Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2107
    • Замена воздушного фильтра на автомобилях ВАЗ
    • Замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ 2109
    • Замена ремня грм ВАЗ 2109
    • Замена втулок реактивных тяг ВАЗ 2107
    • Кузовной ремонт автомобиля

    • Замена цепи г.р.м. ВАЗ 2106
    • Притирка клапанов автомобилей ВАЗ
    • Ремонт Г.Б.Ц. автомобиля ВАЗ
    • Замена поршневых колец автомобилей ВАЗ
    • Установка маршрутного компьютора в ВАЗ 2115 Калина
    • Ремонт редуктора заднего моста
    Устройство стартера ВАЗ 2108-2109-21099

    Кликните по картинке и она увеличится

    1. Вал якоря; 2. Шестерня привода; 3. Втулка шестерни; 4. Ролик муфты свободного хода; 5. Кожух муфты; 6. Ось рычага привода шестерни; 7. Крышка стартера со стороны привода; 8. Рычаг привода шестерни; 9. Якорь тягового реле; 10. Корпус тягового реле; 11. Втягивающая обмотка тягового реле; 12. Удерживающая обмотка тягового реле; 13. Шток тягового реле; 14. Сердечник тягового реле; 15. Контактная пластина; 16. Крышка тягового реле; 17. Контактные болты; 18. Торцевой коллектор; 19. Щетка; 20. Пружина щетки; 21. Втулка крышки стартера; 22. Кожух; 23. Стяжной болт; 24. Крышка стартера со стороны коллектора; 25. Обмотка якоря; 26. Сердечник якоря; 27. Обмотка статора; 28. Полюс статора; 29. Корпус стартера; 30. Ограничительный диск; 31. Поводковое кольцо; 32. Центрирующий диск; 33. Буферная пружина; 34. Наружное кольцо муфты свободного хода; 35. Ступица муфты свободного хода; 36. Ограничительное кольцо хода шестерни; 37. Направляющий стержень; 38. Плунжер; 39. Стартер; 40. Вспомогательное реле включения стартера; 41. Монтажный блок; 42. Выключатель зажигания; 43. Генератор; 44. Аккумуляторная батарея; 45. I. Схема работы обгонной муфты.

    Для раскручивания коленчатого вала двигателя до частоты, при которой он начнет работать (т.е. для пуска двигателя), применяется стартер типа 29.3708. Он проворачивает коленчатый вал шестерней за зубчатый венец маховика. Мощность стартера составляет 1,3 кВт при потребляемой силе тока 260 А.

    Стартер представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с дистанционным электромагнитным включением и роликовой муфтой свободного хода. Он состоит из следующих основных частей: корпуса 29, якоря с муфтой свободного хода и шестерней 2 привода, двух крышек 7 и 24 и тягового реле 10. Корпус и крышки соединены вместе двумя стяжными болтами.

    Внутри стального корпуса 29 закреплены винтами четыре стальных полюса 28 с катушками обмотки возбуждения. Корпус вместе с полюсами и обмоткой представляет собой статор стартера. Три катушки обмотки (сериесные) соединены с обмоткой якоря последовательно, а одна (шунтовая) — параллельно. Поэтому возбуждение стартера и называется смешанным. Оно позволяет получить большой крутящий момент в заторможенном состоянии и сравнительно низкую частоту вращения якоря на холостом ходу, что уменьшает износ втулок подшипников и облегчает условия работы муфты свободного хода.

    Между полюсами статора вращается якорь, собранный на валу 1. Сердечник 26 якоря набран из пластин электротехнической стали, напрессованных на среднюю часть вала. По окружности сердечника имеются продольные пазы, изолированные картоном, в которых находится обмотка 25 якоря, выполненная медной лентой. Концы обмотки припаяны к пластинам коллектора и для большей надежности зачеканены. Вал якоря вращается в двух металлокерамических втулках, Задняя втулка 21 запрессована в крышке 24, а передняя расположена в картере сцепления и передний конец вала якоря входит в нее при установке стартера в гнездо картера сцепления.

    Особенностью стартера 29.3708 является торцевой коллектор 18, напрессованный на заднюю часть вала якоря. Применение его позволило уменьшить длину и «массу» стартера. Кроме того, торцевой коллектор способствует более стабильной и длительной работе щеточного контакта. Коллектор выполнен -в виде пластмассового диска с залитыми в нем медными пластинами.

    На переднем конце вала якоря расположена муфта свободного хода с шестерней 2 привода. При пуске двигателя муфта передает крутящий момент от вала якоря на шестерню, а после пуска разобщает шестерню и вал якоря, и поэтому вращение маховика на вал не передается. В результате якорь защищается от «разноса» — повреждения центробежными силами из-за чрезмерной частоты вращения.

    Муфта состоит из наружного кольца 34, приклепанного к ступице 35, и внутреннего кольца, составляющего одно целое с шестерней 2. В пазах наружного кольца находятся ролики 4 с пружинами, плунжерами 38 и направляющими стержнями 37. Все они вместе с наружным кольцом и двумя упорными полукольцами завальцованы в стальном кожухе 5. Пазы наружного кольца имеют переменную ширину. В широкой части паза ролики могут свободно вращаться, а в узкой части заклиниваются между наружным и внутренним кольцами муфты.

    Тяговое реле прикреплено к крышке 7. С его помощью дистанционно управляют включением стартера. Реле замыкает цепь питания обмоток якоря и статора, а также через рычаг 8 вводит шестерню 2 в зацепление с венцом маховика. Реле двухобмоточное, имеет втягивающую 11 и удерживающую 12 обмотки, намотанные в одну сторону. Начала обмоток припаяны к штекеру «50» на крышке реле. Конец удерживающей обмотки приварен к фланцу реле (т.е. соединен с «массой»), а конец втягивающей соединен с нижним контактным болтом реле.

    Работа стартера. Стартер включается с помощью вспомогательного реле типа 111.3747-10, установленного в моторном отсеке. При повороте ключа в положение II («Стартер») замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания, и подается напряжение на обмотку вспомогательного реле 40. Оно срабатывает, и через его замкнутые контакты идет ток в обмотки тягового реле стартера. Под действием этого тока возникает магнитное усилие (около 10-12 кгс), втягивающее якорь 9 до соприкосновения с сердечником 14. Якорь втягивается и толкает шток 13 с контактной пластиной 15, которая замыкает контактные болты 17. Размеры штока подобраны так, что замыкание контактных болтов происходит еще до соприкосновения якоря с сердечником, и при дальнейшем ходе якоря сжимается пружина контактной пластины, сильнее прижимая ее к контактным болтам. Одновременно якорь реле рычагом 8 передвигает вперед муфту свободного хода с шестерней 2 и вводит ее в зацепление с венцом маховика.

    При замыкании контактных болтов втягивающая обмотка реле обесточивается, так как оба ее конца оказываются соединенными с «плюсом» аккумуляторной батареи 44. Но поскольку якорь реле уже втянут, то для его удержания в этом положении требуется сравнительно небольшой магнитный поток, который обеспечивается одной удерживающей обмоткой 12.

    Через замкнутые контакты тягового реле идет ток, питающий обмотки статора и якоря. Якорь стартера начинает вращаться, и его вращение через винтовые шлицы передается ступице 35 и связанному с ней наружному кольцу 34 муфты. Поскольку ролики 4 смещены пружинами в узкую часть паза наружного кольца, то они заклиниваются между наружным и внутренним кольцами муфты. Поэтому крутящий момент от вала якоря передается через муфту и шестерню к венцу маховика.

    После пуска двигателя маховик начинает вращать шестерню стартера, и частота вращения шестерни начинает превышать частоту вращения якоря стартера. Внутреннее кольцо муфты (объединенное с шестерней) увлекает ролики в широкую часть паза наружного кольца 34, сжимая пружины плунжеров 38. В этой части паза ролики свободно вращаются, не заклиниваясь, и крутящий момент от маховика двигателя не передается на вал якоря стартера.

    При выключении стартера контакты вспомогательного реле размыкаются, и ток питания обмоток стартера идет по следующему пути: «плюс’ аккумуляторной батареи -замкнутые контакты тягового реле — втягивающая 11, а затем удерживающая 12 обмотки тягового реле — «масса». Так как направление тока в витках обмоток противоположное, то магнитные потоки, создаваемые обмотками, компенсируют друг друга, и сердечник реле размагничивается. Якорь реле пружинами отжимается в исходное положение, и контакты реле размыкаются, отключая питание обмоток якоря и статора стартера.

    Одновременно якорь тягового реле рычагом 8 передвигает муфту свободного хода назад и выводит шестерню из зацепления с венцом маховика. Якорь стартера тормозится силами трения щеток о коллектор, и он быстро останавливается.

    2108.info посвящен автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115 и ориентирован на их владельцев. У нас вы найдете множество информации об эксплуатации, ремонте и тюнинге, а также можете пообщаться с другими владельцами на нашем форуме.

    Между прочим у нас на сайте есть действительно хороший форум 😉 Действительно живой и с массой полезной информации.

    Источники: http://autogrep.ru/review/238.html, http://zerga.ru/ustroystvo startera VAZ.html, http://2108.info/ustroistvo/187-ustrojstvo-startera-vaz-2108-2109-21099.html

  • ladafakt.ru