СТИЛЬ-АВТО

ПЕРВОУРАЛЬСК

Запчасти для иномарок и отечественных автомобилей в Первоуральске

ВАЗ 2110 ВАЗ 2107 ВАЗ 2105 ВАЗ 2106 ВАЗ 2109

Классификация моторных масел по классу вязкости. Классификация моторных


Классификация моторных масел по SAE

Моторные масла выбираются на основе двух основных технических параметров, имеющих первостепенную важность для двигателя: класс вязкости и эксплуатационный класс.

Под вязкостью следует понимать параметр, характеризующий способность молекул жидкости перемещаться друг относительно друга, сохраняя молекулярную связь. В масштабах жидкости под вязкостью понимается свойство различных слоев смазки двигаться друг относительно друга с определенным показателем внутреннего трения. Чем больше показатель межмолекулярного трения, тем больше параметр вязкости масла для двигателя.

Международный стандарт SAE J300 регламентирует все требования, предъявляемые к классу вязкости моторного масла. Оптимальный показатель выбирается в соответствии с конструкцией механизмов, режимами работы двигателя, сроков активной эксплуатации, внешних условий эксплуатации.

Под эксплуатационным классом понимается такой параметр, который определяет качественные показатели самого масла. Внедрение новейших систем и технологий во все сферы машиностроения привело к тому, что моторному маслу предъявляются все более строгие требования. Чтобы дать каждому двигателю именно ту смазку, которая обеспечит ему самый эффективный режим работы, разработаны специальные системы классификации моторных масел. Каждая из которых подразделяет весь ряд нефтепродуктов по категориям и рядам в зависимости от назначения каждого и уровня их качества.

Самые популярные классификации масел

  • КAPI – классификация разработана Американским Институтом Нефти (American Petroleum Institute), название происходит из соответствующей аббревиатуры.
  • ILSAC – классификация разработана международным комитетом по стандартизации и апробации моторных масел International Lubricant Standardization and Approval Committee.
  • ACEA – классификация разработана Ассоциацией Производителей Автомобилей Европы, название также сформировано из аббревиатуры — (Association des Cunstructeurs Europeens d’Automobiles)

Единственной признанной во всем мире системой является классификация SAE, разработанная Обществом автомобильных инженеров (Society of AutomotiveEngineers).Именно эта классификация в наиболее полной мере описала отношение между температурой и вязкостью моторного масла при его эксплуатации в автомобильном двигателе. Всего классификация включает в себя 12 различных классов по сезонам по шесть для каждого сезона.В данной классификации масла подразделяются на две категории:

  • Летние SAE, не имеют буквенных обозначений, а только цифровые от 20 до 60, определяющие показатель вязкости. В данную категорию входят только масла с высоким показателем вязкости, которые позволяют эффективно эксплуатировать двигатель при высокой температуре окружающей среды.
  • Зимние SAE, маркируются цифровыми обозначениями и латинской буквой W. Цифра показывает степень вязкости и варьируется в пределах от 0W до 25W. Для работы в условиях низких температур используются маловязкие масла.

В зависимости от температуры окружающей среды, температуры различных частей двигателя параметр вязкости у одной и той же жидкости меняется пропорционально охлаждению или нагреванию, так как при этом происходит ускорение или замедление движения молекул смазочного вещества.

Летняя смазка SAE позволяет осуществлять надежное смазывание даже в условиях высокой температуры, но становится настоящим препятствием для нормальной работы механизмов при низкой температуре. Как результат, процесс пуска двигателя в значительной мере затрудняется.Зимняя смазка SAE позволяет осуществлять легкий пуск двигателя при работе в условиях низких температур, но совершенно не способно обеспечить надежного смазывания при высоких температурах или больших нагрузках на двигатель.

Чего стоят крутые бренды?

Оптимальное решение для любого сезона

Решение проблемы смены масел при переходе с сезона на сезон стало возможным благодаря появлению на рынке нового продукта – всесезонного моторного масла SAE. Особая формула позволяет эффективно использовать такие масла при любых погодных условиях. Общая таблица классификации содержит сразу две маркировки в обозначении всесезонного масла, как для зимнего, так и для летнего типа (5W – 30; 10W – 40). Особенность таких видов масел заключается в том, что при понижении температуры смазочная жидкость ведет себя так же, как и летние виды, а при понижении температуры окружающей среды, приобретают все свойства зимних типов смазок.

Всесезонное масло создается на основе двух основных принципов: во-первых, оно не должно превышать низкотемпературные характеристики динамической вязкости; во-вторых, кинематическая вязкость должна быть в пределах рабочих параметров при температуре 100ºС.

Основные параметры, характеризующие низкотемпературные свойства по SAE

Показатель прворачиваемости определяет параметры текучести масла при низких температурных режимах. Под данным параметром следует понимать максимально допустимый уровень вязкости масла во время пуска двигателя, находящегося в условиях работ при низких температурных режимах. Проворачиваемость должна обеспечивать поворот коленвала с такой скоростью, чтобы двигатель мог запустится.

Показатель прокачиваемости выражается значением динамического показателя вязкости для температурного режима каждого конкретного класса. Данный параметр не должен превышать 60000 мПа*с, но при этом должен обеспечивать прокачивание по системе циркуляции масла. Измеряется миниротационным визкозиметром MRV. На практике измеряется при температурном режиме на 5ºС менее расчетного, при этом двигатель не должен подсасывать воздух из внешней среды.

Высокотемпературная вязкость характеризуется следующими показателями

Показатель кинематической вязкости измеряется при температуре в 100ºС. Данный параметр, для всесезонного масла, не должен выходить за пределы установленного диапазона. Так как при уменьшении вязкости произойдет преждевременный износ трущихся поверхностей, таких как подшипник, коленчатый вал, распределительный вал, кривошипно-шатунный механизм. А в случае превышения более верхнего предела вызывает масляное голодание и также преждевременный износ и выход из строя механической части двигателя.

Сравнение масел при температуре -35

Показатель динамической вязкости HTHS

Показывает, насколько стабильна вязкостная характеристика смазки при эксплуатации в экстремальных условиях работы (режим высокой температуры). Является одним из основных параметров, характеризующих энергосберегающие свойства моторных масел.

В зависимости от типа материалов все масла для двигателей подразделяются на три основных типа классификации:

  1. Смазки на минеральной основе, полученные путем перегонки отходов нефтепродуктов или из сельскохозяйственных культур. Данная категория характеризуется быстрым испарением и низкой устойчивостью к химическим процессам и низкой устойчивостью к различным воздействиям. Показатель вязкости в минеральных маслах достаточно высокий. Но такие масла будут быстро расходоваться.
  2. Смазочные жидкости на синтетической основе. Для таких масел основной чертой является низкая степень вязкости. Технология изготовления основана на переработке нефти и последующей химической обработке. Такие масла в гораздо меньшей степени подвержены воздействию агрессивной среды, они более стабильны и обеспечивают надежную защиту деталей двигателя.
  3. Полусинтетические смазки состоят из смеси минеральных и синтетических масел и являются яркими представителями всесезонных машинных смазок.

Что рекомендуют учитывать автопроизводители при выборе масля для разных температурных режимах?

Перед тем, как выбирать моторное масло изначально следует, внимательно ознакомится с заводской инструкцией и рекомендациями завода изготовителя. Рекомендации и инструкция составляются на основании конструктивных особенностей механизмов двигателей, таких как степень нагрузки на смазочные материалы, показатель гидродинамического сопротивления масляной системы, показатель производительности насоса перекачки смазочной жидкости. Некоторые фирмы производители выпускают смазочные материалы с допуском для эксплуатации в условиях определенного температурного региона.

Перед тем, как приобретать моторное масло, необходимо сверить Классификацию на этикетке с данными в инструкции завода изготовителя. Рассмотрим в качестве примера всесезонную марку SAE 5W40. В данном случае латинская буква W показывает, что данный тип смазочной жидкости может использоваться в зимних условиях. Первая цифра 5 показывает самую низкую температуру, при которой смазка сможет справляться с возложенными на нее задачами. Для того, чтобы получить реальную температуру необходимо цифру 5 прибавить к температуре — 40ºС, это значит, что данный тип смазки имеет нижний предел в — 35ºС. Вторая цифра в маркировке обозначает верхний температурный предел. В данном случае верхний предел составляет +40ºС.

Сразу следует заметить, что из списка классификации масел автовладельцу следует обращать особое внимание именно на те марки, которые подходят именно для его двигателя и рекомендованы заводом изготовителем. В противном случае, применение смазки с отличающимися от установленных производителем параметров, приведет к возникновению поломок и выхода со строя отдельных деталей или всего двигателя.

Это Вас заинтересует:

masloved.ru

Классификация моторных масел

21 декабря 2015

Просмотров: 1402

Классификация моторных масел насчитывает множество изделий и их разновидностей, предназначенных для совершенно различных двигателей и систем, обслуживающих их. Как же разобраться в многообразии подобных продуктов и подобрать оптимальный из них конкретно для вашего автомобиля? Именно на этот вопрос и следует ответить более подробно.

Классификация автомобильных масел: минеральное, синтетическое, полусинтетическое.

Автомобиль является не просто средством передвижения. В современных условиях он скорее необходимость, нежели нечто иное. Поэтому соблюдение всех норм обслуживания и подбор оптимального качества моторного масла крайне важны для обеспечения бесперебойной работы машины.

Действие моторного масла

Характеристики моторных масел.

Первым делом необходимо определить назначение автомасел и их функцию в работе двигателя. Сделать это очень просто. Любая механическая конструкция содержит множество деталей, которые двигаются и вращаются, взаимодействуя между собой. Эти процессы не могут протекать бесследно для этих элементов. Со временем они начинают счесываться или деформироваться. Это обусловлено обычными законами физики и образованием силы трения между работающими деталями.

Именно для нейтрализации этих вредоносных процессов в конструкцию любого двигателя включено масло, которое необходимо для компенсации трения и предотвращения его пагубных последствий. Однако все механические системы индивидуальны, тем более этот тезис относится к двигателям внутреннего сгорания. Более сложные системы по своей структуре в современном мире вряд ли удастся найти. Обилие процессов и множество компонентов конструкции мотора приводит к неминуемости использования масел, призванных компенсировать все технические неточности, которые подразумевает обычная физика.

Как было сказано выше, каждая система является индивидуальностью и поэтому подразумевает использование конкретного вида смазывающего вещества. В первую очередь незаменимым для агрегата является само масло и его структура. Однако существуют определенные внешние факторы, неизменно влияющие на все системы автомобиля. В таких условиях двигатель не стал исключением и также подвергся этому влиянию. Среди подобных предпосылок выделяют самые ярко выраженные факторы, которые могут повлиять на общую стойкость и надежность двигателя:

Этапы процесса регенерации моторного масла.

  • условия эксплуатации;
  • сезонность;
  • перегрузки двигателя;
  • несвоевременное обслуживание автомобиля.

Условия использования являются крайне важным аспектом, поскольку при несоответствующей эксплуатации автомобиля возможно проявление различных неполадок и сбоев в конструкции.

Перегрузки двигателя составляют отдельную проблему, поскольку об их наличии может знать лишь хозяин машины, который и управляет ею. Езда по пересеченной местности, увеличение нагрузки на оси — все эти факторы неминуемо приводят к износу деталей. Что само по себе провоцирует скорейшее их старение и потерю функциональности.

Обслуживание машины является важным аспектом, поскольку именно оно ответственно за нормальную работу и целостность всех систем. Несвоевременная же диагностика проблем может привести к выходу деталей из строя и образованию различных протечек.

Вернуться к оглавлению

Вязкость автомобильного масла

Вязкость масла.

Зимнее или летнее время года существенно сказывается на выборе моторного масла. В таких условиях в действие вступают все те же простейшие законы физики. При понижении температуры молекулы, образующие структуру жидкости, сжимаются. Это приводит к повышению плотности всего вещества. Поэтому чем плотнее масло, тем сложнее ему свободно распространяться внутри двигателя и обеспечивать его бесперебойную работу. Из этого утверждения следует и обратный принцип, который является противоположностью первого тезиса. При нагревании вещества его молекулы и связи между ними расширяются, что приводит к увеличению текучести основного вещества. На этом принципе построена классификация моторных масел по вязкости.

Существуют и другие факторы, которые влияют на вязкость, например, различные добавки. Однако сезонность масла является основополагающим фактором при выборе изделия с оптимальными показателями. Из уроков физики нам известно, что вязкость подразделяется на кинематическую и динамическую составляющие. Кинематическая характеризует поведение масла в спокойном состоянии, т. е. без прикладывания нагрузки или изменения температуры.

Динамическая же составляющая описывает поведение масла при непрерывной работе, его взаимодействие с деталями и смазывающие свойства. На этих принципах основано внедрение системы вязкости SAE, которая описывает некоторые виды масел и классифицирует их. В настоящее время существует несколько десятков разновидностей моторных масел, учитывающих сезонность, а кроме того, еще и другие приведенные выше качества. Особый упор сделан производителями на виды продукции для зимнего цикла, они, как правило, маркируются буквой W, что означает «зима».

Вернуться к оглавлению

Классификация автомобильных масел

Классификация автомобильных масел также производится вокруг основного смазывающего компонента.

Типы моторных масел.

На сегодняшний день подобных видов существует только три:

  • минеральное;
  • синтетическое;
  • полусинтетическое.

Минеральные автомобильные масла производятся из продуктов переработки нефти. Именно исходя из этого они получили свое название. В их структуре присутствуют лишь натуральные органические соединения и компоненты. Однако это не всегда положительно сказывается на практичности и долговечности подобных изделий. Как правило, они имеют не слишком большой диапазон эксплуатации и обладают невысокими показателями обоих видов вязкости. Хоть каждая моторная система и ведет себя индивидуально, все же существует общепринятый граничный интервал для использования этих продуктов. Он составляет 5-8 тыс. км, что подразумевает замену масла после преодоления этих цифр пробега.

Синтетическое автомасло производится также на основе переработки нефти. Однако в процессе обработки в нее добавляют различные компоненты, которые корректируют те или иные качества масла. Эти синтетические добавки создают более оптимальные свойства вязкости или мягкости, что позволяет долговечно и надежно работать всем системам двигателя. Термин эксплуатации подобных изделий повышен в несколько раз по сравнению с минеральными аналогами. Составляет он 10-15 тыс. км. Такие показатели обеспечивают более качественную и долговечную работу мотора и лишь по истечении этого интервала времени масло требует замены.

Полусинтетические масла вырабатываются путем смешивания минеральной составляющей и определенных синтетических добавок. В отличие от своих аналогов такие продукты сочетают в себе все наилучшие качества обоих видов масел. Процесс их создания немногим отличается от производства синтетического масла, лишь процесс смешивания и внедрения синтетических частиц протекает не так ярко выражено. Что позволяет не полностью заменить все минеральные соединения основного изделия, а лишь немного модернизировать их. Термин эксплуатации подобных продуктов сходен с синтетическими аналогами и составляет 10-15 тыс. км. Лишь по истечении этой дистанции пробега следует осуществить замену масла.

Вернуться к оглавлению

В качестве заключения

Виды автомобильных масел разнообразны, а их модельный ряд и производители еще более многочисленны. Эта своеобразная гонка приводит к тому, что с каждым годом появляется все больше новых продуктов с улучшенными характеристиками. На смену привычным видам масел приходят новинки с усовершенствованными качествами и, как следствие, увеличенными показателями пробега.

На сегодняшний день самыми инновационными изделиями по праву считаются масла, произведенные на основе синтетических соединений. Именно они обладают наилучшими характеристиками вязкости и текучести. Что обеспечивает равномерное смазывание деталей и их плавный ход. Все эти положительные аспекты приводят к более долговечному использованию мотора и оптимизации его основных функций.

Автор:

Иван Иванов

Поделись статьей:

Оцените статью:

Загрузка...

Похожие статьи

vseavtomasla.ru

Классификация моторных масел

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Автомобильные эксплуатационные материалы

Классификация моторных масел

До 1974 г. у нас в стране моторные масла классифицировали лишь по показателю вязкости и по способу очистки масла.

С 01.01.74 г. был введен ГОСТ 17479—72 «Масла моторные. Классификация», а с 01.01.87 г. взамен него введен ГОСТ 17479.1—85 «Обозначение нефтепродуктов. Масла- моторные». В соответствии с этими ГОСТами масла подразделяются как по уровню эксплуатационных свойств, так и по классам вязкости. Этот же ГОСТ предусматривает и область применения различных групп масел. По уровню эксплуатационных свойств предусмотрено 6 групп масел — А, Б, В, Г, Д и Е, причем три из них — Б, В, Г — предусматривают дополнительное разделение группы на две подгруппы: одна для карбюраторных двигателей с индексом 1: вторая для дизельных с индексом 2. У универсальных масел, предназначенных для использования как в карбюраторных, так и дизельных двигателях, индекс не указывается.

Официальные классификации имеются и за рубежом. Классификация, принятая в странах Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) имеет в основе тот же принцип, что и классификация в нашей стране.

Классификация США APJ подразделяет масла на две категории: S — категория «сервис»; С — коммерческая категория. Масла категории S предназначены для двигателей транспортных средств, применяемых в сфере обслуживания, преимущественно для карбюраторных двигателей; масла категории С предназначены преимущественно для дизельных двигателей автомобилей, тягачей и строительно-дорожных машин. Указанные классификации масел по эксплуатационным свойствам приведены в табл. 9.

По вязкости масла подразделяются на классы. Для летних масел значения кинематической вязкости нормируются при 100 °С, для зимних — при 100 °С и при —18 °С. В связи с тем что всесезонные масла должны удовлетворять одновременно требованиям норм вязкости как для летних, так и для зимних масел, вязкости для них обозначаются дробью, в числителе которой указывается класс вязкости зимнего, а в знаменателе — летнего масла.

Обозначения моторных масел включают вид смазочного материала, класс вязкости, группу эксплуатационных свойств и в необходимых случаях индексы отличительного обозначения.

Маркировка масла как по старому ГОСТу, так и по но-вомv ГОСТу расшифровывается одинаково. Например, 8В1 (М-8-B1) — буква «М» обозначает вид смазочного материала (моторное), цифра 8 — класс вязкости, буква с Индексом «Bi» обозначает, что по эксплуатационным свойствам масло относится к группе «В» и предназначено аля смазывания среднефорсированных карбюраторных двигателей;

М-ЮГгК (М-10-Гад) —буква «М» обозначает моторное масло, цифра 10 — класс вязкости, буква «Г» с индексом 2 обозначает, что по эксплуатационным свойствам оно относится к группе «Г» и предназначено для смазывания высокофорсированных дизельных двигателей, буква «К», используемая в целях отличительного обозначения, свидетельствует о том, что масло предназначено для автомобилей КамАЗ;

М-бз-10В (М-бз/10В) — буква «М» обозначает моторное масло, которое относится к классу вязкости 63/10, буква «з» в обозначении класса вязкости обозначает, что масло имеет загущающую присадку и предназначено для применения в качестве всесезонного или зимнего сорта, буква «В» без индекса обозначает, что это масло универсальное и предназначено для смазывания средне-форсированных карбюраторных и дизельных двигателей.

В связи с тем что обозначения масел по новому 1 ОСТу 17479.1—85 будут вноситься в действующую нормативно-техническую документацию при очередном ее пересмотре, в скобках после наименования масла в табл. 10 указано обозначение, принятое в действующей документации.

Читать далее: Ассортимент моторных масел

Категория: - Автомобильные эксплуатационные материалы

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Рациональная классификация моторных масел

Рациональный подбор моторных масел является неотъемлемым условием продолжительной эксплуатации двигателя любого автомобиля. Поэтому данному мероприятию следует уделить особое внимание.

На сегодняшний день существует огромное количество различных классификаций моторных масел. Главными параметрами, которые лежат в их основе являются следующие:

  • тип;
  • вязкость;
  • качество.

Наиболее распространённой среди всех является классификация моторных масел по их типу:

  • Минеральные моторные масла. Большим их плюсом является достаточно низкая стоимость. При этом следует помнить, что спектр использования этих масел не очень широк. Производство осуществляется путём смешивания остаточных и/или дистилятных масел.
  • Синтетические моторные масла. Основным преимуществом является возможность использования практически в любых ситуациях. Вот только стоимость их достаточно велика. Это обусловлено тем, что в процессе производства применяются высококачественные компоненты, а также сложное оборудование.
  • Полусинтетические моторные масла. Их использование очень выгодно как для автомобиля, так и для его владельца. Такие моторные масла стоят относительно недорого, способствуют уменьшению расхода топлива, а также обладают хорошими эксплуатационными характеристиками. При этом их можно использовать во всех типах двигателей.

Достаточно распространена классификация моторных масел по их вязкости (SAE-классификация). По данному показателю все они делятся на следующие виды:

  • зимние;
  • летние;
  • всесезонные.

Маркировка моторных масел зимнего типа осуществляется с использованием буквы "W" (0W, 5W, 10W и так далее). Чем больше цифра перед буквой, тем выше вязкость. Что касается летних моторных масел, то они и вовсе маркируются одними только цифрами по аналогичному принципу. Всесезонные масла обязательно имеют 2 цифры в своём полном названии. При этом первая из них отображает вязкость масла при отрицательных температурах, а вторая - динамическую вязкость при 150oC и кинематическую при 100oC.

Видимо, наиболее сложной является классификация моторных масел по качеству. Её основа была заложена ещё в 1947 году, когда появилась так называемая API-градация. Она дополнялась множество раз. Современная классификация данного типа датируется 2001 годом. Согласно ей, все моторные масла делятся на 2 большие категории:

  • service: включает в себя 9 классов;
  • commercial: включает в себя 10 классов.

Все моторные масла из категории servise предназначены для использования в тех двигателях, которые работают на бензине. Что касается масел commercial, то они предназначены для дизельных силовых агрегатов.

Существует и ещё 1 классификация моторных масел по уровню качества - ACEA. Она разделяет все разновидности масел на 3 группы: A, B и C. Первая из них включает в себя 3 вида: A1, A2 и A3. Они предназначены для двигателей, работающих на бензине. Вторая группа делится уже на 4 вида: B1, B2, B3 и B4. Такие моторные масла принято использовать в лёгких дизельных двигателях, которые устанавливаются на легковые авто и фургоны, изготовленные на их базе. Третья группа также включает 4 вида масел: C1, C2, C3 и C4. Их применяют в тяжёлых дизельных двигателях, которыми оснащают грузовые автомобили.

fb.ru

Классификация автомобильных моторных масел по SAE

Для изготовления моторов используют различные материалы, от правильности выбора системы смазки, защищающей их от износа, зависит ресурс работы привода. Изучив систему классификации SAE, можно выбрать масло, оптимально защищающее силовой агрегат вашего авто от износа, обеспечивающее его стабильную, надежную, продолжительную работу.

Базовые понятия

Под аббревиатурой SAE необходимо понимать Общество Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Они разработали классификацию моторных смесей по SAE J300.Основным параметром, по которому создана указанная спецификация, есть вязкость смесей, которая может изменяться в зависимости от температуры.

Каждая жидкость характеризуется кинематической и динамической вязкостями. Первую измеряют с помощью капиллярного вискозиметра, она указывает на текучесть смеси при определенной температуре. Второй параметр определяют с помощью ротационного вискозиметра, он показывает, как изменяется текучесть масла при перемещении смазанных деталей относительно друг друга (чем больше скорость перемещения смазанных элементов, тем меньшим стает параметр вязкости).

Классификация моторных масел

По указанной спецификации моторные смеси делятся на три класса.

Зимние масла маркируются при помощи цифры и стоящей возле нее буквы w, которая означает зиму — winer,например 5w. Такие смеси характеризуются кинематической вязкостью при температуре 1000С, которая указывает на текучесть жидкости при прогретом силовом агрегате и двумя показателями низкой температуры:

  • проворачиваемость, указывает на температуру, при которой можно выполнить пуск мотора без прогрева;
  • прокачиваемость, обозначает температурный режим, при котором жидкость будет течь по системе смазки и обеспечит смазывание элементов привода.

Существует мнение, что цифры в маркировке соответствуют предельно допустимой температуре работы силового агрегата. Это ошибочное утверждение. Возьмем в качестве примера масло 0w, чтоб выяснить, какая минусовая температура будет максимальной для этой моторной смеси, необходимо от цифры стоящей возле буквы w отнять 35, тоесть 0-35=-35, полученная цифра и есть минусовой температурой -350С, при которой масло не будет кристаллизоваться, сохранит свои свойства, обеспечит пуск мотора без прогрева.

Для летнего класса смесей учитывается текучесть моторной жидкости при температуре 1000С, а также вязкость при 1500С со скоростью сдвига 106 с-1. Под скоростью сдвига нужно понимать соотношение скорости, с которой движется одна поверхность относительно другой к размеру зазора между ними, заполненного моторной смесью. При наращивании скорости сдвига вязкость жидкости уменьшается. Обозначаются летние классы автомасел цифрами, например, SAE 20.

Всесезонный класс SAE маркируется обозначением первых двух классов, разделенных тире, например, 0w — 20. Обозначение этих жидкостей указывает на минусовый температурный показатель, при котором жидкость обеспечит пуск двигателя без прогрева и прокачку смеси по смазочной системе, а также максимальный плюсовой показатель температуры, при которой моторная жидкость будет образовывать защитную пленку достаточной прочности и толщины на элементах мотора, чтоб защитить детали от сухого трения.

Летние смеси обладают большей вязкостью, так как при нагревании они будут медленнее разжижаться, чем смеси с меньшей вязкостью. Если выбрать масло недостаточно вязкое, то его защитная пленка при нагреве будет разрываться и не сможет обеспечить смазывание в узлах трения в нужной мере. Слишком густая смесь, не заполнит зазоры в парах трения и это приведет к сухому трению элементов привода.

Рекомендуем вам посмотреть видео о классификации моторных жидкостей:

Ознакомиться с указанной спецификацией вы можете, просмотрев следующие таблицы.

Таблица 1. Спецификация автомасел по SAE.

К моторным смесям предъявляются требования согласно ГОСТ, в таблице 2 мы отобразили соответствие технических характеристик жидкостей по ГОСТ и SAE.

Таблица 2. Соответствие классов по ГОСТ маркировке SAE.

Как правильно сделать выбор?

Выбирая моторную смесь нужно учитывать такие факторы:

  • конструктивные особенности мотора авто;
  • технические характеристики силового агрегата;
  • температуру за бортом автомобиля;
  • режим, в котором чаще всего будет работать привод.
  • если силовой агрегат не прошел 50% своего ресурса, то нужно выбирать смеси с небольшой плотностью, это обусловлено минимальными зазорами в узлах трения.
  • если у мотора значительный пробег, рекомендуется покупать вязкие жидкости, которые смогут полностью заполнить образованные зазоры в парах трения.
  • для современных приводов можно использовать масло с очень низкой вязкостью (энергосберегающее), оно уменьшит силу трения в движущихся элементах привода.
  • настороженно нужно относиться к маслам с огромным количеством присадок, ток как они могут агрессивно воздействовать на материал, из которого изготовлены детали силового агрегата.
  • по SAE указано диапазон температур, при котором жидкости справляются с противоизносными функциями, но применима ли смесь для вашего авто лучше посмотреть в сервисной книге по обслуживанию машины.
  • на канистре должна присутствовать соответствующая маркировка, плюс продавец по вашему требованию должен предъявить сертификат качества на продукцию.

Учитывайте, что каждый производитель моторной смеси работает совместно с дилерами нескольких марок авто и разрабатывает продукцию, соответствующую техническим характеристикам и режиму работы определенного мотора. Поэтому использование жидкостей с одинаковой маркировкой в различных типах двигателей может иметь совершенно противоположный эффект: один мотор будет работать лучше, а другой может быстрее сломаться. Избежать негативного воздействия автомасла на ресурс привода, возможно, нужно придерживаться рекомендаций производителя авто, только он провел ряд испытаний и благодаря множеству исследований подобрал моторное масло, наиболее подходящее для мотора с учетом его технических параметров.

pro-zamenu.ru

Классификация моторных масел | Классификация масел

Ели Вам нужна классификация моторных масел вообще, то как-раз здесь — классификация моторных масел с кратким  описанием каждой. Для более детального изучения понравившейся Вам классификации — перейдите по соответствующей ссылке.

Классификация моторных масел — это разделение любого моторного масла по определенным свойствам и качественным характеристикам. Увидеть всю информацию о принадлежности масла к той или иной классификации можно на этикетке.Каждый производитель моторных масел обязательно доносит до покупателя эту информацию, так как она определяет возможность применения данного масла в том или ином двигателе.

SAE — классификация моторных масел по вязкости

SAE (Американское Общество Автомобильных Инженеров) классификация — это классификация моторных масел по вязкости. В связи с тем, что моторные масла (да и не только моторные) применяются в довольно широком диапазоне температур (а свойства масла не могут оставаться постоянными при разных температурах), возникла необходимость разделения всех масел по их вязкости. Согласно SAE моторные масла делятся на летние — это SAE 10, SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60, зимние, — это  SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W, SAE 25W и всесезонные — 5W30, 10W40 и т.д.

При определении нужного Вам класса вязкости SAE рекомендую использовать сервисную книжку, а на страницах «Масел и смазок для авто» можно подробнее познакомиться с классификацией масел по вязкости — SAE.

API — классификация моторных масел по качеству

API (Американский Институт Топлива) классификация — это классификация моторных масел по качественным характеристикам и принадлежности к двигателям по виду топлива (бензин, дизель). Например, API классификация моторных масел на этикетке может выглядеть как API SN (говорит о том, что это моторное масло для бензиновых двигателей — S, соответствует последнему уровню качества, принятому в 2010 году, — N), или, например, API CJ-4 (C — дизельный двигатель, J — качественные характеристики, утвержденные в 2006 году, 4 — имеется ввиду четырехтактный), или API SM/CF — что говорит о возможности применения такого масла как в бензиновом двигателе, так и в дизельном.

Больше об API — читайте в одноименной статье «API-классификация».

ACEA — европейский аналог API классификации

ACEA (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей) классификация — это такая-же «классификация моторных масел по качественным характеристикам и принадлежности к двигателям по виду топлива (бензин, дизель)» как и API, только в Европе. Так как автомобили и, соответственно — двигателя, произведенные в США и в Европе, отличаются некоторыми конструктивными особенностями, в 1970-х была создана организация CCMC, утверждающая классы качества для моторных масел европейских автомобилей. Позднее ССМС была реорганизована в АСЕА (где-то в 1996 году).

ILSAC — классификация моторных масел по «экологическим» показателям

Однажды, производителей японских и американских автомобилей перестала устраивать скорость реагирования на изменения в производстве двигателей (особенно экологическая часть этого процесса) со стороны API. Скооперировавшись они создали дополнительный комитет. Теперь это ILSAC — новая категория API, классификация моторных масел по «экологическим» показателям

Статьи в тему из этой рубрики:

www.maslovavto.ru

Классификация моторных масел по вязкости: виды по SAE

Автомобильный двигатель — это технически сложный агрегат, в отношении которого не может быть второстепенных мелочей. Для его исправности важно буквально все, что связано с правильной эксплуатацией. И одним из самых важных элементов нормальной работы силовой установки является качество моторного масла и его полное соответствие конструкции и рабочим режимам двигателя. Одной из определяющих характеристик охлаждающе-смазывающих субстанций является классификация моторных масел по вязкости.

Сегодня это уже общепринятый международный стандарт, призванный помочь автомобилистам подбирать наиболее подходящие масла для определенных типов моторов в зависимости от устройства, уровня износа агрегата, температуры окружающей среды, в которой он используется, а также от ряда других технических факторов. Именно от вязкости, точнее, от ее правильного выбора, зависит, например, насколько быстро и легко будет запускаться силовая установка на сильном морозе.

Вернуться к оглавлению

Что такое вязкость масла?

Прежде чем определиться с разновидностями моторных масел в зависимости от тех или иных показателей вязкости, необходимо разобраться в главном — что собой представляет указанный параметр. С научной точки зрения вязкостью масла называют способность его молекул двигаться относительно друг друга и одновременно оставаться связанными между собой определенными связями.

Вязкостью также называют перемещение различных масляных слоев по отношению друг к другу, при котором наблюдается внутреннее трение между слоями. Причем вязкость оказывается напрямую зависимой от силы этого трения — чем она больше, тем выше степень вязкости масла. Характеризуя другими словами этот важнейший показатель качества, можно отметить, что вязкость — это способность масла, сохраняя свою текучесть, при работе внутренних компонентов и узлов двигателя оставаться на них (приклеиваться) при сохранении физических свойств вещества.

Его присутствие на деталях мотора там, где это предусмотрено конструкцией агрегата, с одной стороны, предохраняет указанные компоненты от износа, а с другой — обеспечивает наибольший коэффициент полезного действия (КПД) всей силовой установки. Следует иметь в виду, что рассматриваемый параметр не является величиной постоянной. Он сильно меняется при изменении температурных характеристик двигателя. При этом меняются и агрегатные состояния масел.

В частности, с ростом температуры внутри мотора вязкость становится меньше, и наоборот.

Низкая вязкость ведет к тому, что, например, падает давление в системе, результатом чего становится увеличенный износ трущихся друг о друга деталей. При отрицательных температурах, когда степень вязкости слишком повышается, двигатель может не запуститься из-за неспособности стартера прокрутить коленвал надлежащим образом, а система смазки в первые минуты работы силового агрегата не получит того количества масла, которое необходимо для нормального функционирования двигателя.

Поскольку практически невозможно создать смазывающую субстанцию со всеми необходимыми характеристиками, которые сохранялись бы при большом разбросе температур во время работы мотора, были созданы различные классификации вязкости в зависимости от сезонных температур и сырья, из которого изготовлен определенный вид масла.

Вернуться к оглавлению

Сезонная классификация моторных масел и их краткая характеристика

Зависимость вязкости масел от температуры

Практически каждый вид смазочных материалов имеет свой диапазон температурного использования в силовой установке. Все они разделены на следующие большие группы.

  1. Зимние виды (примеры — масла 5W30, 0W40). Эта группа отличается относительно невысокой степенью вязкости. Благодаря этому своему качеству материалы указанной группы обеспечивают нормальный запуск двигателя в условиях низких температур. Но специальные зимние масла не могут гарантировать полноценную смазку мотора в условиях жаркого лета.
  2. Летние виды. Представляют собой фактически полную противоположность зимним смазочным материалам. Их структура позволяет обеспечивать силовую установку надежной смазкой в условиях высоких летних температур. В то же время масла, относящиеся к этой группе, плохо переносят атмосферные температуры ниже 0 °С и не гарантируют нормальный холодный пуск мотора.
  3. Всесезонные виды (пример — масла 5W40 и 10W 40). Их особенностью является то, что в условиях высоких температур они ведут себя, как летние, а в условиях отрицательных температур — как зимние виды.

Для того чтобы добиться нужных сезонных характеристик у всесезонных видов, при производстве этих материалов применяются специальные присадки. Их задача — затормозить разжижение при летних температурах и загустевание при зимних. Благодаря своим универсальным качествам и удобству в эксплуатации (в частности, нет нужды в частой замене смазочных веществ при переходе от одного времени года к другому) всесезонные виды завоевали большую популярность среди автомобилистов и в настоящее время активно вытесняют зимние и летные варианты.

Вернуться к оглавлению

Классификация моторных масел по вязкости в зависимости от материала производства

Следует отметить, что класс вязкости зависит от сырья, которое составляет основу масляной смеси (кроме базового продукта в смесь входят различные присадки, которые делают оптимальной работу масла в определенном типе двигателей). Указанная классификация содержит 3 позиции.

  1. Вещества на минеральной основе (нефтяные, пример — смазочное вещество 5W40). Представляют собой субстанцию с высоким уровнем вязкости. Являются продуктом прямой перегонки нефти. Характеризуются быстрой испаряемостью и невысокой устойчивостью к процессам окисления. По этой причине они быстро расходуются. Отличаются относительно малым сроком применения.
  2. Вещества на синтетической основе (пример — 0W40). Их особенностью является низкий уровень вязкости. Производятся методом специальной переработки сырой нефти и химического синтеза. Благодаря такой технологии производства демонстрируют более высокую стабильность своих характеристик при использовании в автодвигателях. Эти масла, обладая низкой степенью испаряемости и хорошей сопротивляемостью процессам окисления, гарантируют надежную защиту агрегата, особенно при экстремальных температурах. В отличие от минеральных, синтетические смазочные материалы не подлежат частой замене.
  3. Вещества на полусинтетической основе (пример — масло 10W 40). Представляют собой микс минеральных и синтетических смазок. Принятые соотношения — 50-30 % минеральных на 50-70 % синтетических. Оптимальный вариант для автомобилей, на которых установлены современные двигатели с большим пробегом.
Вернуться к оглавлению

Характеристики моторных масел по классификации SAE

Классификация масел по SAE

Эта классификация, разработанная американским Обществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers — SAE), основана на определении класса вязкости в зависимости от температуры окружающей среды в пределах достаточно широкого диапазона показателей. Здесь имеется в виду разброс от минимальной температуры воздуха, которая наблюдается в момент холодного запуска двигателя, до самой высокой температуры смазочного материала, которая достигается в момент наибольшей нагрузки двигателя в летнее время.

Представляемая международная классификация максимально полно описывает соответствие температурно-вязкостных параметров масел технико-эксплуатационным характеристикам автомобильных двигателей. В общей сложности классификация SAE распределяет все известные моторные смазочные вещества по 12 сезонным классам. Они включают 6 классов для зимы (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 6 классов для летней эксплуатации (10, 20, 30, 40, 50, 60).

Надо отметить, что масла зимней группы характеризуются не только нижним порогом вязкости, но и температурной границей, при которой происходит нормальное прокачивание масла в условиях мороза. Указанный предел обозначает минимальную температуру, при которой маслонасос автодвигателя способен эффективно подавать смазку в соответствующую систему.

Иными словами, этот показатель является тем низшим температурным порогом, при котором силовой агрегат запускается достаточно быстро и безопасно для своего технического состояния. Кроме зимних и летних сезонных классов классификация SAE включает и всесезонные виды масел, пригодных для круглогодичной эксплуатации (например, смазки 5W40, 5W30, 10W 40 и др.).

В их буквенно-цифровом обозначении содержится информация о динамических пределах вязкости масла. Подобные материалы традиционно снабжены сдвоенной нумерацией, где первая цифра отражает максимальный показатель вязкости при температурах ниже 0 °C, а вторая — указывает на присущую летним классам кинематическую вязкость при нагревании двигателя до +100 °С и на динамический вариант вязкости при температуре +150 °С.

Рекомендации выбора масел для некоторых марок авто

Таким образом, классификация SAE, основанная на экспериментальных данных, дает возможность потребителю соответствующей продукции четкое представление о температурных пределах для масел, при которых во время запуска двигателя оптимально прокручивается стартер, а масляная помпа на холодном пуске создает такое давление содержимого системы смазки, которое защищает весь агрегат от вредоносного сухого трения деталей.

Вернуться к оглавлению

Примеры обозначений на этикетках моторных масел

Смазочные материалы для автомобильных двигателей обозначаются буквенно-цифровыми индексами, достаточно полно отображающими информацию, необходимую для оптимального подбора масел под определенный тип двигателя и условия его эксплуатации. Эти индексы имеют свою четкую и закономерную структуру, которую можно рассмотреть на некоторых частных примерах.

Чаще всего на этикетках современных моторных масел встречается обозначение, состоящее из двух чисел, разделенных между собой английской буквой «W» (от слова winter — зима). Возьмем для примера всесезонное изделие SAE 5W30. В таком случае цифра «5» указывает на нижний температурный порог запуска мотора. Но не прямо, а опосредованно: это число необходимо еще отнять от -40 °С, и мы получим значение -35 °С.

Расшифровка указанных на упаковке характеристик смазки

Несколько сложнее для понимания вторая цифра. Она косвенно указывает на самый высокий температурный порог, при котором можно эффективно эксплуатировать рассматриваемый смазочный материал. Фактически это сборный параметр, который указывает на минимальную/максимальную вязкость в пределах рабочих температур от 100 °С до 150 °С. Вот лишь несколько характеристик вязкости масел в зависимости от температурных границ, обозначенных в индексах:

  • 0W30 — от нижнего температурного предела -40 °С до верхнего предела +30 °С;
  • 5W40 — от -35 °С до +40 °С;
  • 10W 40 — от -30 °С до +40 °С;
  • 10W50 — от -30 °С до +50 °С;
  • 15W60 — от -25 °С до +60 °С.
Вернуться к оглавлению

Несколько полезных советов при подборе масла по вязкости

Основные температурно-вязкостные характеристики обычно заносятся в инструкции, которые входят в товарный комплект смазочного материала. Необходимо сверить эти показатели с соответствующими разделами в инструкции по эксплуатации автомобиля. При вынужденном изменении марки используемого вещества на автомашине со значительным пробегом рекомендуется остановиться на более густом продукте.

Для ярко выраженных спортивных автомашин опытные специалисты рекомендуют применять смазочные материалы с повышенным индексом температурной вязкости. Однако подобное масло плохо подходит для обычных серийных силовых установок.

Категорически не рекомендуется заполнять систему смазки автомобильного двигателя масляной смесью, вязкость которой отличается от вязкости, официально рекомендованной производителем машины. Следует всегда помнить о том, что любые отклонения от заданных технологических номиналов рано или поздно приводят к неприятным поломкам.

Таким образом, следуя международной классификации и советам опытных профессионалов, каждый автомобилист сможет защитить себя от непредвиденных неисправностей «сердца» любого автомобиля — его двигателя. Правильно подобранный класс вязкости моторного масла — это залог длительной и безупречной работы всего силового агрегата.

maslomotors.ru